Коэффициент | Оценка | Уровень проявления коммуникативных способностей. |
0,10 – 0,45 | Низкий | |
0,46 – 0, 55 | Ниже среднего | |
0,56 – 0, 65 | Средний | |
0, 66 – 0, 75 | Высокий | |
0, 76 – 1,00 | Очень высокий |
Интерпретация результатов:
Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.
|
|
Среди свойств, составляющих сущность самостоятельности человека, психологи выделяют способность к самоутверждению, умение решать свои проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в предстартовый период, можно проверить с помощью тестов.
Предлагаемый ниже тест выявляет степень проявления упорства и инициативы в реализации своих целей, преодолении различных трудностей.
Тест. Способность к самоутверждению (да «+», нет «-»)
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей, чтобы правильно сделать выбор.
2. При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.
3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.
4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
|
|
5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться, прежде всего, на себя.
6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я все тщательно анализирую.
7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.
8. Усердие — это основная моя черта.
9. Меня привлекает ответственная работа.
10. Мои друзья считают меня волевым человеком.
11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
12. Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.
13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
14. Я стремлюсь к самоутверждению.
15. Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.
16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
17. Я никогда не откладываю на завтра то,чтодолжен сделать сегодня.
18. Не люблю, когда кто-то вмешиваетсяв моидела.
19. Неудачи меня не пугают.
20. Я твердо стремлюсь добиться своего.
21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
22. Когда представляется возможность, я охотно высказываю свою точку зрения.
23. Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды.
24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.
Анализ результатов:
Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток обладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. Если результат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это свидетельствует о среднем уровне способности к самоутверждению. В ситуации выбора учащийсяневсегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к которой он стремится, кажется ему недостижимой. Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне самоутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.
Сегодня вы узнали о значении труда в жизни человека, о путях получения профессионального образования. Сейчас вы учитесь в 9 классе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в 10 классе, кто-то пойдет учиться в училища, техникумы, но все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности, а также определить профиль обучения в 10 классе.
На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
Выезд с учениками 9-А, 9-Б, 10-А классов в ПГУ им. Т.Г. Шевченко с целью ознакомления со специальностями.
Посещение зоологического и ботанического музеев ПГУ, а также факультетов по желанию учащихся.
Литература:
1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. Москва: Знание, 1991. 80 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов: Феникс, 1996. 512 с.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.