Шкала оценок коммуникативных способностей

Коэффициент Оценка Уровень проявления коммуникативных способностей.
0,10 – 0,45   Низкий
0,46 – 0, 55   Ниже среднего
0,56 – 0, 65   Средний
0, 66 – 0, 75   Высокий
0, 76 – 1,00   Очень высокий

Интерпретация результатов:

Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.

Среди свойств, составляющих сущность само­стоятельности человека, психологи выделяют способность к самоутверждению, умение решать свои проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в предстартовый период, можно проверить с помощью тестов.

Предлагаемый ниже тест выявляет степень проявления упорства и инициативы в реализа­ции своих целей, преодолении различных труд­ностей.

Тест. Способность к самоутверждению (да «+», нет «-»)

1. Когда имеется выбор между двумя варианта­ми, то мне не нужен совет друзей, чтобы правиль­но сделать выбор.

2. При выполнении любой работы я рассчиты­ваю только на себя.

3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.

4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.

5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться, прежде всего, на себя.

6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важ­ное задание, я все тщательно анализирую.

7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.

8. Усердие — это основная моя черта.

9. Меня привлекает ответственная работа.

10. Мои друзья считают меня волевым челове­ком.

11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.

12. Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.

13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.

14. Я стремлюсь к самоутверждению.

15. Я всегда стараюсь внести в свою работу эле­менты творчества.

16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.

17. Я никогда не откладываю на завтра то,чтодолжен сделать сегодня.

18. Не люблю, когда кто-то вмешиваетсяв моидела.

19. Неудачи меня не пугают.

20. Я твердо стремлюсь добиться своего.

21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.

22. Когда представляется возможность, я охот­но высказываю свою точку зрения.

23. Когда у меня есть время, я люблю разгады­вать кроссворды.

24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.

Анализ результатов:

Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток об­ладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. Если ре­зультат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это сви­детельствует о среднем уровне способности к са­моутверждению. В ситуации выбора учащийсяневсегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к ко­торой он стремится, кажется ему недостижимой. Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне са­моутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.

Сегодня вы узнали о значении труда в жизни человека, о путях получения профессионального образования. Сейчас вы учитесь в 9 классе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в 10 классе, кто-то пойдет учиться в училища, техникумы, но все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности, а также определить профиль обучения в 10 классе.

На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Выезд с учениками 9-А, 9-Б, 10-А классов в ПГУ им. Т.Г. Шевченко с целью ознакомления со специальностями.

Посещение зоологического и ботанического музеев ПГУ, а также факультетов по желанию учащихся.

Литература:

1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. Москва: Знание, 1991. 80 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов: Феникс, 1996. 512 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: