Классификация способностей

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Необходимо различать природные способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие нтеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Общие и специальные способности сосуществуют, дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены.

(Речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на влияние и т.п.)

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми.

Способностями могут быть названы: умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода.

Классификаций способностей довольно много.

Прежде всего, различают:

1. Природные (естественные) способности – биологически обусловленные.

2. Специфические способности – имеющие приобретённый, общественно-исторический характер.

Многие из природных способностей являются общими для животных и человека. Например, способности к элементарной коммуникации.

1. Общие способности определяют успехи в различных видах деятельности. Например: умственные способности, точность движений, развитая память, совершенная речь и др.

2. Специальные способности обеспечивают успехи человека в специфических видах деятельности. Например: музыкальные способности, математические способности, литературные, творческие, спортивные и др.

3. Теоретические Сп – склонности человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические Сп – склонность человека к практическим, конкретным действиям.

4. Учебные Сп - обеспечивают успешность обучения и восприятия, усвоение знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Творческие Сп - создание предметов материальной и духовной культуры, новые идеи открытия, - индивидуальное творчество.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и оказывают влияние друг на друга. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью. Эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Развитие способностей.

Любые задатки прежде, чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и не прекращается до её конца, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых задействованы эти способности.

Всякие способности в процессе своего развития проходят этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка.

Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды.

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Сравнительное исследование гомозиготных (имеющих одинаковую наследственность) близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной семье, при чем в некоторых случаях даже уменьшаются.

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом, и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей).

Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Воля.

Воля – это борьба мотивов, связанная с приложением усилий и принятием решений. Понятие воли было введено ещё Аристотелем. Он понимал её как фактор, способный изменять ход поведения.

Воля предполагает самоограничение, содержание некоторых достаточно сильных влечений, сознательно подчинение более значимым и важным целям.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю.

Существенными признаками волевого действия являются усиление внимания к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Ни один человек на Земле, не обладающий выдающейся силой воли, не смог добиться выдающихся успехов.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивных, неуравновешенных, эмоционально возбудимых. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила, энергичность, настойчивость, выдержка… Волевого человека отличает решительность, смелость, уверенность в себе. Есть ещё одна группа качеств, которые отражая волю человека, связаны с его морально-ценностными ориентациями.

Это – ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность. Эти качества личности обычно формируются к подростковому возрасту. Необходимость волевого действия возникает тогда, когда на пути осуществления деятельности возникает препятствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: