Что вообще выбирает человек? Всегда ли это именно профес
сии, учебные заведения и места работы? Традиционно профори
ентация ориентирует человека преимущественно на определен
ную профессию. При этом, конечно, учитываются и способности
человека, и его склонности, и потребности общества (потребно
сти рынка). Но так ли все просто?»
Если обратиться к одному из наиболее интересных определе-
ний профессии, предложенных еще в 1920-е гг. С.М.Богослов
ским, то получается, что «профессия — есть деятельность, и дея
тельность такая, посредством которой данное лицо участвует в!
жизни общества и которая служит ему главным источником мате
риальных средств к существованию...», но при этом она должна
«...признаваться за профессию личным самосознанием данного
лица» (цит. по: Климов Е.А., Носкова О. Г., 1992, с. 161).
Но всегда ли то, что выбирает клиент «признается им самим за I профессию»? Нередко это может быть выбор профессии или специализации, квалификации (как уровня профессионального мастерства), должности или просто конкретного трудового поста.; Например, человек выбирает вроде бы профессию, но на самом деле он выбирает деятельность, которая позволит ему поскорее, занять определенную руководящую должность (и неважно, что это за профессия: человек хочет иметь «видную должность»).
|
|
Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними». Например, человек заявляет всем, что хочет быть психологом, но в глубине души он —продавец (или бизнесмен), или наоборот. В итоге мы формально имеем специалиста-психолога, который только и делает, что подсчитывает «выручку» от своей психологической работы. Внешние и внутренние выборы в человеке часто сочетаются. Например, в любой психолого-педагогической организации! есть психологи-продавцы, психологи-надсмотрщики, психологи-журналисты, психологи-артисты, психологи-фотомодели и даже психологи-психологи. И от каждой разновидности таких специалистов есть своя польза... То есть человек, выбирая одну конкретную профессию, как бы продолжает самоопределяться в рамках этой профессии, отыскивая в ней для себя все новые и новые смыслы.
Профконсультант должен помнить, что часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни. Например, часто модная профессия (сейчас это юрист и экономист, а раньше — физик, ученый) позволяет заниматься престижным на данный момент делом, хорошо зарабатывать и, главное, жить так, как живут «самые лучшие люди» (мы вновь обращаемся к идее «элитарных ориентации» в профессиональном и жизненном самоопределении).