Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда сами могут осознавать, «что» и «из чего» они вообще выбирают. Иногда проф-консультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющихся пространствах самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека (почти в терминах П.Я.Гальперина).
Например, М. Фельденкрайз пишет об обществе как о «поле, в котором он (человек. — Авт.) должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе» (Фельденкрайз М., 1993, с. 46). Можно выделить основные ориентиры самоопределяющегося человека, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном настоящем и будущем. Но сначала мы представим основные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение — это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое по смыслу понятие «карьера» предполагает постоянную смену различных жизненных ролей и выполнение этих ролей (по Д. Сьюперу). Е. А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре» (Климов Е.А., 1993, с. 55).
Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное — то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.
Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э.Берн выделил жизненные сценарии и жизненные стратегии (см.: Берн Э., 1988). Жизненные сценарии — это «программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влия-
нием родителей и определяющие поведение индивида в важньц аспектах его жизни», жизненные сценарии охватывают всю жизщ человека в подробностях. Жизненные стратегии — это общие пред* ставления о человеческой жизни.
Э.Берн называет следующие основные типы сценариев: «никогда не делаю»; «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше»; «не буду делать (сделаю потом)»; «делаю вновь и вновь»; «будуделат до тех пор, пока уже невозможно будет сделать». В соответствии' этими сценариями он выделяет три типа людей: победители, не-1 победители и неудачники. Э.Берн приводит примеры этих ти-| пов, связывая их с определенными «играми», из которых не-1 редко и состоит жизнь многих людей: игра «Бесприданница»,! где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего (типичный случай неудачника); игра «Сизиф, или Нач-| ни сначала» (пример неудачника); игра «Меня не испугаешь»! (пример победителя); игра «Кому я нужен» (пример непобеди-1 теля); игра «Я прав!» (пример победителя); игра «Если не так,| то иначе!» (пример победителя, который всегда находит спосоЕ добиться своего) и т.п.
Э.Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что боль-1 шинство людей не понимают, что делают», при этом «понимать»,! по Э.Берну, — значит «выйти из-под власти сценариев». Можно! добавить к этому, что «понимать» — значит научиться строить перс-1 пективы своего профессионального и личностного развития само-| му (!), не быть игрушкой в руках судьбы.
В. М. Розин, несколько споря с Э. Берном, отмечает, что нельзя! связывать построение жизни с чисто бессознательными влияния-! ми (сам Э.Берн считал, что вся жизнь определяется бессозна-1 тельными программами, закладываемыми в человека еще в дет-1 стве и реализуемыми в определенных ситуациях, и что часто эти! бессознательные программы мешают человеку полноценно жить).| М. В. Розин считает, что, по крайней мере, люди творческие («сим- 3 волисты») строят свою жизнь так, как будто «пишут поэму».! При этом построение жизни как поэмы предполагает выделение] и реализацию следующих основных моментов: 1) образ героя (образ себя как героя поэмы); 2) сюжет; 3) трагедийность (пе-| реживания, без которых жизнь становится неинтересной и ли- i шенной смысла); 4) неожиданные повороты (еще более разнооб- < разящие жизнь и делающие ее неповторимой) (см.: Розин В.М.,! 1992). Но все ли люди реально готовы к рассмотрению своей] будущей жизни так, чтобы к самому себе относиться как к «re- i рою», да еще готовому к «трагедийности» и «неожиданным по-' воротам судьбы»?
Для профконсультанта важно уточнить для себя и такие поня- \ тия, как «стиль жизни» и «образ жизни», поскольку, как уже от-1 мечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколь-'
ко определенный образ жизни и жизненный стереотип. Образ Жизни — это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, 5ь[Т, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Стиль жизни — это тип поведения людей, где акцент пеаается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.
В социальной психологии выделены и такие важные для проф-консультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы. Социальная роль (по Д. Миду) — это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.). Социальный стереотип (по У.Лип-ману) — это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе).
Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики профконсультирования являются выделенные еще К. Г. Юнгом архетипы. «Архетип» определяется как коллективное бессознательное. К. Г. Юнг выделяет «сознание», «личное бессознательное» и «коллективное бессознательное» («архетипы» как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который «в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия» данного человека). При этом «каждый шаг к более высокой сознательности», означающий «исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире», и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей (см.: Юнг К.Г., 1994, с. 57). Иными словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.
Для дальнейшего рассмотрения пространств самоопределения можно отметить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. На основе этого можно выделить следующие типологии профессионального и личностного самоопределения.
Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды тру-Да) по критерию «добра и зла для человека»: 1) «нужные» науки (экономика, медицина, право); 2) «полезные» науки (риторика, грамматика, «математика»—арифметика, «землемерие», механика, астрономия); 3) «щегольские, или увеселяющие» (по-
эзия, танцевание, живопись, «вольтежирование»—гарцевание лошади), служащие больше для получения положения в o6i стве, чем для дела; 4) «любительские, или тщетные» (астрол<| гия, физиогномика, алхимия); 5) «вредительные» науки (кс довство, ворожба) (см.: Татищев В.Н., 1979). Вероятно, такс критерий классификации профессиональной деятельности ак лен и для оценки различных направлений самой современной пс хологии.
С. П. Струмилин в 1920-е гг. классифицировал профессии степени самостоятельности человека в труде: 1) автоматич«| ский рефлекторный труд (например, вертелыцик ручки веял* ручной мельницы и т.д.); 2) полуавтоматический привычнь труд (например, труд машинистки, телеграфиста); 3) шаблов но-исполнительский труд — по указке (например, работа станке, работа тапера, конторщика, счетовода); 4) самосто^ тельный труд в пределах задания (например, работа инженер учителя, врача, журналиста); 5) свободный творческий труд (н| пример, работа в области в искусства, работа ученого, орган! затора хозяйства, политического деятеля) (см.: Струмилин С.] 1983).
В современной России наиболее известная типология профе«сий, предложенная Е.А.Климовым, где в качестве критерия вь ступает отношение человека {субъекта труда) к предмету труда. Вс профессии соотносятся с пятью основными группами: 1) челе век—природа; 2) человек—техника; 3) человек—человек; 4) че ловек—знаковые системы; 5) человек—художественный обра (см.: Климов Е.А., 1990).^
Литовский автор Л. А. Йовайша разделял все профессии по пр имущественным профессиональным ценностям: ценности общений интеллектуальная активность; практико-техническая активное! художественная активность; соматическая активность; материал! ная (экономическая) активность (см.: Йовайша Л. А., 1983).
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и пог лярна типология Дж. Голланда (иногда пишут — Дж.Холланда| основанная на сопоставлении типов личности и типов профессий нальной среды (см.: Прощицкая Е.Н., 1993). Он выделяет следу щие основные типы (типы личности и типы профессионально среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) — интеллектуальный тип — И; социальный — С; конвенционнь (знаковые системы, требующие структурированности) — К; пред| принимательский — П; артистический тип — А.
Предполагается, что определенному личностному типу должей соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспе| чивает более полноценную реализацию работника в своем труде В таблице 2 представлены примерные соотношения типов личне сти и типов профессиональной среды.
Таблица 2
Примерное соотношение типов личности и типов профессиональной среды
г- ——— Тип личности | Тип профессиональной среды | |||||
Р | И | С | к | п | А | |
р | ++ | + | -- | + | - | - |
и | + | ++ | - | - | -- | + |
С | -- | - | ++ | - | + | + |
К | + | - | - | ++ | + | -- |
П | - | -- | + | + | ++ | - |
А | - | + | + | -- | - | ++ |
Примечание. Плюсами и минусами отмечена степень соответствия: <<++» _ сильно соответствует; «+» — соответствует; «-» — не соответствует; «—» — сильно не соответствует.
Еще в 1922 г. Э. Шпрангер в работе «Основные идеальные типы индивидуальности» выделил следующие интересные для профкон-сультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: теоретический человек; экономический человек; эстетический; социальный; политический; религиозный (см.: Шпрангер Э., 1982).
В основе всех этих типологий лежит не только позиция автора, но и та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера выделен «религиозный человек», но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной для эпохи СССР типологии Е. А. Климова отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется (нечто похожее выделил уже и литовский психолог Л. А. Йовайша, видимо, потому, что Литовская ССР была ближе к западному образу жизни).
Таким образом, типологии профессиональной деятельности и соответственно пространства самоопределения во многом зависят °т культурно-исторической среды.
На какие же типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной ситуации), например в условиях России «переходного периода»? Сложность вопроса заключается в том, что устаревшие типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может существенно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зару-
бежные типологии часто не учитывают специфику нашей стр ны. В этих условиях возможным выходом является либо пострс ние какой-то «универсальной» типологии, применимой для ра ных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, происходит в стране.
Достаточно универсальную типологию людей предложил из вестный отечественный историк Л. Н. Гумилев. Его типология пс строена по пассионарно-аттрактивному принципу. Выстраивает некоторое пространство, где одна ось — аттрактивность — имее следующие полюсы: эгоизм, основанный на рассудке, и аттрак тивность как «странное стремление к истине, красоте, справел ливости»; другая ось — пассионарность — имеет полюсы: инстин* самосохранения и пассионарность как антиинстинкт («неоправ данный риск ради достижения иллюзорных целей»).
В итоге выделяются следующие типы людей: обыватели; брол ги-солдаты; преступники; честолюбцы; деловые люди; авантюр* сты; ученые люди; творческие люди; пророки; нестяжатели (б корыстные люди); созерцатели; искусители (см.: Гумилев J1.HJ 1990, с. 327 — 330). Однако далее сам Л.Н.Гумилев отмечал, чт «для изучения отдельной особи предлагаемая точка зрения и сист ма отсчета дают очень мало» (там же, с. 332). Типология Л. Н. Гумр лева полезна в том смысле, что позволяет рассматривать и сопос тавлять в перспективе самоопределение различных в культурнс историческом плане людей.
Еще одну типологию самоопределения предложил отечестве* ный психолог М. Р. Гинзбург. Он выделил жизненное поле личнс сти, в рамках которого и разворачивается профессиональное жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле ог ределяется им как «совокупность индивидуальных ценностей смыслов и пространства реального действования — актуального; потенциального, — охватывающего прошлое, настоящее и буп щее» (Гинзбург М.Р., 1995, с. 21 — 22).
«Психологическое настоящее, — отмечает М.Р.Гинзбург, существует как действительность: его функцией является самс развитие. Поэтому вертикальная составляющая психологическог настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскост» представляет собой самопознание, т. е. ориентацию в ценностнс смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонталь ная составляющая психологического настоящего, принадлежа! к пространственно-временной плоскости, может быть охаракт ризована как самореализация (т. е. реальное действование, вопле щение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)! (там же, с. 23).
Аналогично выделяются психологические пространства дл| прошлого и будущего. В частности, прошлое, существующее опыт, по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) прел
■тавлено установками и отношениями, а по горизонтали (в про-с аНСТВенно-временной плоскости) — опытом в его традиционном понимании. Соответственно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости — конкретным планированием своей жизни во времени, т.е. жизненными и профессиональными планами (там же).
На основании этого М.Р.Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения (там же, с. 26 — 28):
гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется);
стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);
беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);
бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности, как «вынужденное»);
негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности);
защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);
фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);
прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);
гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);
зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);
бездуховное (успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем; практичность, «эмоциональная уплощенность»);
пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем);
невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы);
бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованное™ в сФеру эмоциональных переживаний);
отсроченное (нереализованные ценности в настоящем, нег тивное планируемое будущее; отсрочка реализации нереализов ных ценностей).
Свою типологию людей предложил также отечественный ncj| холог Б. С. Братусь. Он использовал для этого такой критерий, способ отношения к другим людям (см.: Братусь Б. С, 1994): эгоце трический человек (другой человек для него рассматривается вещь); группоцентрический человек (другие люди делятся для не| на «своих» и «не своих»); гуманистический человек (npocoi альный, ориентированный на пользу для определенной груш людей; здесь принцип самоценности человека становится вс общим, откуда следует и другой принцип: нравственность \ это основа существования человека); духовный, эсхатологии ский человек, связанный с проблемой конечности и бесконечно сти жизни, осознание себя и других как существ особого род что в итоге приближает человека к божественному, к единен* с Богом.
Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профко^ сультанта типологию предложил Э.Фромм. Он выделил два новных типа ориентации и соответственно типа характера чел<5 века: плодотворную ориентацию и неплодотворную ориентации По мнению Фромма, «характер — это относительно устойчив форма, служащая проводником человеческой энергии в процесс ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством кот рых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть ei характера» (Фромм Э., 1992, с. 63).
Неплодотворная ориентация подразделяется на следующие виде
1) рецептивная ориентация: источник всех благ человека
вовне, и главное для такого человека — получить его, чтобы че
ловека «одаривали», «любили» и т.п.; отсюда — вся жизнь пре
вращается в сплошное ожидание, на работе по важным вопроса
человек проявляет пассивность и т. п.;
2) эксплуататорская ориентация: источник благ — вовне,
главное для такого человека — забрать эти блага силой или хитрс
стью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в та*
благах не нуждается; для эксплуататорского человека важен деви^
«краденый плод — самый сладкий»;
3) стяжательская ориентация: благо — у самого себя, в себе,
главное для «стяжателя» — сохранить свое благо от других, сэкс
номить; «сохранить» означает также и память о прошлом, и бе
режное отношение к существующим привязанностям;
4) рыночная ориентация, может быть охарактеризована
веденными ниже высказываниями.
• Важно не само благо, а его «меновая стоимость» на «рынке личнс ных ценностей».
. материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а «от признания их личности теми, кто платит а их услуги или нанимает на работу за жалованье».
. «Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходкиМ товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например с чувством сумок на прилавке, если бы они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно «привлекательнее», чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтобы получить цену выше, чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая «ценная» из сумок; а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды...»
Э. Фромм по-новому ставит проблему идентичности самому себе, где «идентичность» понимается как единство человека и его дела: «я то, что я делаю»; идентичности противопоставляется «отчуждение» как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделаются: «я то, чего изволите» (здесь уже неустойчивая идентичность черпается не в самой себе, а в мнениях окружающих...). Когда всеобщее мнение берет верх над индивидуальным «я», отношения между людьми становятся поверхностными, поскольку общаются уже «не сами люди, а взаимозаменяемые товары».
Сущность «рыночной личности» — это «пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым свойством»... В итоге «проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи».
Плодотворная ориентация представлена у Э. Фромма не столь четко, как ориентация неплодотворная. При этом сам автор замечает, что XX век «блистает отсутствием» образов «достойного человека в достойном обществе, какими они должны быть», в XX в. все сосредоточились на «критическом анализе человека и общества», поэтому трудно предложить что-то конструктивное в обществе, где любая попытка хотя бы «помечтать» о достойном часто подвергается осмеянию и весьма циничному отношению.
По Э.Фромму, плодотворность (плодотворная ориентация) рассматривается не как активность, приводящая к практическим результатам, и не как ориентация на «успех», а именно «как установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни... Мы имеем в виду характер человека, а не его успех». В итоге главная ориентация — это ориентация на самого человека, на самого себя. Плодотворная ориентация подразделяется на ориентацию деятельную, любящую и разумную. Например, Э.Фромм пишет, что «человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит» (Фромм Э., 1992, с. 66-111).
Пряжникова
В профориентации традиционно выделяют профессиональные планы и профессиональные перспективы. Если профессиональная перспектива— это целостная картина своего профессионального будущего, то профессиональный план — это более конкретная программа достижения профессиональных целей (по Е.И.Головахе).
На сегодняшний день планирование жизни часто представляют как построение определенной последовательности событий. События — это относительно компактные по времени изменения в жизни человека, имеющие для него существенное значение, — отсюда событийный подход. Известна методика Е.И.Головахи и А. А. Кроника (Сколько Вам лет?, 1993), позволяющая оценивать значимость определенных отрезков жизни человека. На листе бумаги рисуют горизонтальную линию жизни (иногда ее для удобства разделяют на отрезки по 5 лет). На этой линии выделяют настоящий момент (точкой) и все наиболее существенные события прошлого и предполагаемого будущего. По вертикали — уровень счастья данного человека. После этого клиент сам рисует линию своего счастья в соответствии с основными эпохами и событиями жизни. Если, например, окажется, что наибольшее счастье было в прошлом, то и психологическая помощь должна быть соответствующей.
Творческого человека обычно не очень привлекает простая, бесконфликтная жизнь, ему нужны переживания и сюрпризы. Это нужно учитывать при работе с клиентами, которые собираются подходить к своим жизненным перспективам творчески. При работе с теми клиентами, которых вполне устроит и обычное счастье (такое же, как у большинства «нормальных» людей), проф-консультант должен занимать более реалистическую позицию. Но и с такими («нормальными») клиентами важно хотя бы попытаться обозначить для них иные (более творческие) варианты построения своей карьеры, и даже если они не заинтересуются этими вариантами, то профконсультант, по крайней мере, может быть удовлетворен тем, что дал им полную систему ориентиров при планировании своего будущего (более подробно см. [29]). Быть может, в дальнейшей своей жизни, на других этапах своего развития, когда происходит переоценка ценностей и смыслов, эти уже изменившиеся люди вспомнят о том, что можно строить свою жизнь иначе, не так, как у всех.