Языковые и другие знаково-символические средства характеризует «двухплановость»: а) план означаемого содержания (предметная отнесенность, значение, смысл); б) план означающих средств.
· Означающее и означаемое (Фердинанд де Соссюр).
· План выражения и план содержания (Луи Ельмслев).
В лингвистике, семиотике и психолингвистике существует многообразие различных терминов для фиксирования обозначаемого содержания и обозначающих средств:
Содержательная сторона знака | Материальный носитель знака | |
Понятийное содержание | Предметное содержание | |
Объект | Множество объектов | |
значение, смысл, семантика | знак, символ | |
означаемое содержание | означающее средство | |
означаемое содержание | знаковая форма | |
план содержания | план выражения | |
сигнификат | сигнификант | |
сигнификат | денотат | Знак, знаково-символическое средство и т.д. |
десигнат | денотат | |
значение | предметная отнесенность | |
интенсионал | референт | экстенсионал |
Слово (знак, символ) имеет материальную форму, доступную для зрительного или слухового восприятия и, включаясь в человеческую деятельность, характеризуется рядом функциональных отношений, которыми овладевает человек для организации и реализации различных действий:
|
|
· Наличие материальной формы (звук, изображение, жест), что обеспечиваетвозможностьдля зрительного или слухового восприятия знака.
· Наличие обозначаемого содержания, которое складывается из различных компонентов:
Предметная отнесенность (референт, денотат, экстенсионал) – то, что словом обозначается и замещается: объекты и процессы, их свойства и признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования.
Значение (интенсионал) – система устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности.
Ассоциативное (коннотативное, грамматическое) значение – связывает значение слова со значениями других слов; тем самым обозначаемое содержание вводится в систему сложных связей и отношений и одновременно анализируется, абстрагируется и обобщается.
· Наличие смысла, который может вкладываться субъектом в сообщение или извлекаться субъектом из сообщения как:
Ситуативный (контекстуальный) смысл – извлечение из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации.
Личностный смысл – индивидуальные, субъективные эмоционально-ценностные и мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т. д.
|
|
При этом формирование значений и личностных смыслов, а также соотнесение их с языковыми средствами исходно осуществляется в совместных с другими людьми предметно-практических действиях.
2.4. Основные функции языковых средств в речевых действиях человека
Развитие языка и знаковых систем является необходимым условием развития, организации и реализации, а также фиксирования и трансляции в человеческих сообществах разнообразных действий (общественно-исторического опыта).
Знаково-символические средства, используемые в речевых действиях, обеспечивают множество взаимосвязанных функций:
· Функции указания и замещения (номинативная и сигнификативная функции).
· Коммуникативные функции обеспечивают организацию и регулирование различных видов совместной деятельности с помощью предметно отнесенных сообщений.
В коммуникативных функциях речи можно выделить: а) информационный аспект – обмен значениями и смыслами, присвоение и выработка новых значений; б) регулятивный аспект – организация и регуляция поведения других людей и совместной деятельности.
· Познавательные функции обеспечивают: а) фиксирование результатов познавательной деятельности человечества и организацию общественного сознания, а также сохранение и транслирование общественно-исторического опыта; б) формирование и развитие высших психических функций человека и индивидуального сознания как внутреннего плана умственных действий над значениями; в) построение «второй реальности», «образа мира» – индивидуальной системы представлений и понятий (моделей окружающего мира), позволяющих субъекту ориентироваться в окружающем мире.
· Функция самоорганизации и самоконтроля – средство организации рефлексивного управления своим поведением и психическими процессами.
На основе овладения способами использования языковых средств во взаимодействиях с другими людьми у каждого человека формируются осознаваемые, произвольно-преднамеренные, надситуативные, умственные формы организации разнообразных действий – высшие психические функции (Лурия, 1979).
В составе различных человеческих действий (предметно-практических и умственных) и реализации различных направлений жизнедеятельности языковые и знаково-символические средства могут выполнять функции фиксирования и организации: а) способов ориентировки; б) способов планирования; в) способов исполнения; г) способов контроля и коррекции.
По отношению к реализации психических функций человека различные единицы языка, знаки, символы могут выступать в качестве средств организации внимания, памяти, восприятия, мышления, эмоциональных переживаний и других психических процессов.