Отношения «объект – знак – значение», которые характеризуют языковые и знаково-символические средства в структуре знаковой ситуации

Языковые и другие знаково-символические средства характеризует «двухплановость»: а) план означаемого содержания (предметная отнесенность, значение, смысл); б) план означающих средств.

· Означающее и означаемое (Фердинанд де Соссюр).

· План выражения и план содержания (Луи Ельмслев).

В лингвистике, семиотике и психолингвистике существует многообразие различных терминов для фиксирования обозначаемого содержания и обозначающих средств:

Содержательная сторона знака Материальный носитель знака
Понятийное содержание Предметное содержание
Объект Множество объектов
значение, смысл, семантика знак, символ
означаемое содержание означающее средство
означаемое содержание знаковая форма
план содержания план выражения
сигнификат сигнификант
сигнификат денотат Знак, знаково-символическое средство и т.д.
десигнат денотат
значение предметная отнесенность
интенсионал референт экстенсионал

Слово (знак, символ) имеет материальную форму, доступную для зрительного или слухового восприятия и, включаясь в человеческую деятельность, характеризуется рядом функциональных отношений, которыми овладевает человек для организации и реализации различных действий:

· Наличие материальной формы (звук, изображение, жест), что обеспечиваетвозможностьдля зрительного или слухового восприятия знака.

· Наличие обозначаемого содержания, которое складывается из различных компонентов:

Предметная отнесенность (референт, денотат, экстенсионал) – то, что словом обозначается и замещается: объекты и процессы, их свойства и признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования.

Значение (интенсионал) – система устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности.

Ассоциативное (коннотативное, грамматическое) значение – связывает значение слова со значениями других слов; тем самым обозначаемое содержание вводится в систему сложных связей и отношений и одновременно анализируется, абстрагируется и обобщается.

· Наличие смысла, который может вкладываться субъектом в сообщение или извлекаться субъектом из сообщения как:

Ситуативный (контекстуальный) смысл – извлечение из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации.

Личностный смысл – индивидуальные, субъективные эмоционально-ценностные и мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т. д.

При этом формирование значений и личностных смыслов, а также соотнесение их с языковыми средствами исходно осуществляется в совместных с другими людьми предметно-практических действиях.

2.4. Основные функции языковых средств в речевых действиях человека

Развитие языка и знаковых систем является необходимым условием развития, организации и реализации, а также фиксирования и трансляции в человеческих сообществах разнообразных действий (общественно-исторического опыта).

Знаково-символические средства, используемые в речевых действиях, обеспечивают множество взаимосвязанных функций:

· Функции указания и замещения (номинативная и сигнификативная функции).

· Коммуникативные функции обеспечивают организацию и регулирование различных видов совместной деятельности с помощью предметно отнесенных сообщений.

В коммуникативных функциях речи можно выделить: а) информационный аспект – обмен значениями и смыслами, присвоение и выработка новых значений; б) регулятивный аспект – организация и регуляция поведения других людей и совместной деятельности.

· Познавательные функции обеспечивают: а) фиксирование результатов познавательной деятельности человечества и организацию общественного сознания, а также сохранение и транслирование общественно-исторического опыта; б) формирование и развитие высших психических функций человека и индивидуального сознания как внутреннего плана умственных действий над значениями; в) построение «второй реальности», «образа мира» – индивидуальной системы представлений и понятий (моделей окружающего мира), позволяющих субъекту ориентироваться в окружающем мире.

· Функция самоорганизации и самоконтроля – средство организации рефлексивного управления своим поведением и психическими процессами.

На основе овладения способами использования языковых средств во взаимодействиях с другими людьми у каждого человека формируются осознаваемые, произвольно-преднамеренные, надситуативные, умственные формы организации разнообразных действий – высшие психические функции (Лурия, 1979).

В составе различных человеческих действий (предметно-практических и умственных) и реализации различных направлений жизнедеятельности языковые и знаково-символические средства могут выполнять функции фиксирования и организации: а) способов ориентировки; б) способов планирования; в) способов исполнения; г) способов контроля и коррекции.

По отношению к реализации психических функций человека различные единицы языка, знаки, символы могут выступать в качестве средств организации внимания, памяти, восприятия, мышления, эмоциональных переживаний и других психических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: