2.2.1 Языковые единицы, образующие состав внешних форм речи.
Психолингвистический анализ структурно-иерархических отношений между речью и языком, а также между единицами языка, прежде всего, направлен на семантическое содержание речевых действий (Звегинцев, 2001):
1. Всякий конкретный язык в течение тысячелетий складывается как система средств, производная от задач человеческой деятельности, направленной на познание и преобразование окружающей действительности.
· Исторически и онтогенетически предметно отнесенная речь, фиксирующая семантическое содержание, предшествует языку. Язык – социальная по происхождению абстрактная система знаковых средств, формирующаяся и совершенствующаяся в речевых действиях.
· Поэтому психолингвистический анализ речевых действий и языка должен опираться не столько на формально-грамматические, сколько на семантические основания.
2. Использование в речевых действиях единиц языка характеризуется соподчиненностью, при которой функциональное использование единиц всякого нижележащего уровня определяется функциями и семантическими задачами, которые реализуются вышележащим уровнем.
|
|
· Поэтому анализ структурных уровней и единиц языка следует осуществлять «сверху-вниз», от высказываний (предложений, текстов), направленных на решение конкретных задач и имеющих конкретное семантическое содержание – к синтагмам, лексемам, морфемам, фонемам.
3. Подразделяя высказывания с помощью серии дихотомических противопоставлений на все меньшие и меньшие единицы, можно обнаружить два типа далее неразложимых единиц («двойное членение высказываний):
· По наличию семантического содержания – это морфемы.
· По наличию функций, обеспечивающих комбинирование знаков с целью выражения семантического содержания – это фонемы.
4. При анализе результатов речевых действий может быть выделена иерархия языковых уровней и соответствующих им единиц:
Единицы первого уровня – предложения (высказывания) с различной синтаксической организацией. Являются одновременно единицами языка и единицами речи. Предложения (высказывания) выступают средствами фиксирования и способами выражения конкретного семантического содержания в процессах общения и организации взаимодействий между людьми и обеспечивают:
· Обозначение и замещение явлений и событий на основе построения и организации текстов с семантическим содержанием различной сложности. Тексты не являются единицами языка, это продукты речевой деятельности людей, которые возникают на основе языковых средств и фиксируют определенное семантическое содержание.
|
|
· Определение, фиксирование и выражение понятий – выступают средствами организации сложных умственных действий.
Единицы второго уровня обладают обобщенным семантическим значением, которое конкретизируется «сверху» путем членения высказываний (предложений):
· Словосочетания (синтагмы) выступают результатом первого членения высказываний (предложений) и имеют абстрактное обобщенное семантическое значение.
· Лексемы (лексема – слово в совокупности всех его словоизменительных форм) выступают результатом второго членения предложения (членения словосочетаний) и имеют еще более абстрактно-обобщенное семантическое значение.
Лексемы обеспечивают: а) обозначение и замещение предметов, явлений и событий; б) фиксирование и выражение понятий.
· Морфемы (корни, приставки, суффиксы, окончания в составе слов): выступают результатом третьего членения высказываний (членения лексем) и имеет наиболее абстрактно-обобщенное семантическое значение (при этом одна морфема может реализовываться посредством набора морфов, алломорфов).
Лексемы обеспечивают фиксирование исходных семантически значимых языковых единиц, из которых образуются слова (лексемы). При этом: а) корневые морфемы фиксируют обобщенные области предметно отнесенных значений; б) некорневые морфемы дополняют и конкретизируют предметное значение корневых морфем (аффиксы) и выражают значения грамматических признаков и отношений (окончания).
Единицы третьего уровня не обладают самостоятельным семантическим значением, но на основе комбинирования обеспечивают построение семантически значимых единиц второго уровня:
· Слоги: выступают носителями ритмической структуры речи, обеспечивая расчленение речевого потока на дискретные значимые единицы – слова.
· Фонемы: конечный уровень собственно языковых единиц; минимальные единицы звукового строя языка, противопоставленные друг другу в системе языка по определенным артикуляционно-перцептивным признакам (оппозициям) и служащие для складывания и различения более сложных единиц языка (одна фонема может реализовываться в разных слогах посредством набора аллофонов).
· Дифференциальные артикуляционно-акустические признаки и их сочетания обеспечивают противопоставление и выделение фонем.
5. Каждый уровень языковых единиц функционирует на пересечении двух типов взаимосвязанных отношений:
Синтагматические отношения – это линейное объединение языковых единиц нижележащего уровня, которое обеспечивает образование единиц более высокого уровня.
· Линейно предложение, распадающееся на синтагмы и лексемы (лексема – слово в совокупности всех его словоизменительных форм).
· Линейна лексема, распадающаяся на морфемы.
· Линейна морфема, распадающаяся на фонемы.
Парадигматические отношения – это отношения между единицами на каждом языковом уровне, которые противопоставлены друг другу по различным функционально-грамматическим основаниям (оппозиции), допускают замену одна другой (субституцию) и обеспечивают решение задач по организации единиц вышележащего уровня.
· Парадигматическая организация языка обеспечивает диапазон возможных вариантов выбора единиц на нижележащем уровне для построения определенных единиц на вышележащем уровне.
· При этом уровни слогов и словосочетаний (синтагм) являются факультативными и накладываются на единицы других уровней (морфем и слов).
6. Следует различать лексико-семантические и грамматические значения языковых единиц:
· Лексико-семантические значения реализуются через предметную отнесенность, через связи различных предложений (высказываний) с внелингвистической действительностью.
· Грамматические значения реализуются через связи и отношения между языковыми единицами внутри языка.
|
|
При этом семантические (психолингвистические) единицы не совпадают с формально-лингвистическими единицами анализа человеческой речи и языка.