Устная и письменная речь. Отличительные особенности, характеризующие письменную речь (письмо и чтение)

1. Если устная речь опирается на звуковые комплексы, органы речевой артикуляции и слухового восприятия, то письменная речь опирается на графические символы, тонкую кинестетическую моторику рук и органы зрительного восприятия.

2. Устная речь формируется стихийно с младенческого возраста во взаимодействиях с другими людьми. Письменная речь формируется на основе осознанного произвольно-преднамеренного овладения операциями фонематического, слогового, морфологического и синтаксического анализа устной речи, а также операциями графического обозначения, прочтения и написания соответствующих языковых единиц.

· Устная речь исходно строится на основе стихийного и неосознаваемого овладения способами использования звуковых языковых средств.

· Письменная речь строится на основе осознания множества операций: а) использования звуковых языковых средств, обеспечивающих устную речь; б) замещения звуковых средств графическими средствами, используемыми в данном языке.

3. Письменная речь выступает в качестве знаково-символической деятельности второго порядка. По отношению к устной речи письменная речь выступает как вспомогательная система средств, обеспечивающих относительно строгое графическое обозначение звуковых артикуляционно-перцептивных фонетических комплексов, с помощью которых фиксируется и актуализируется содержание сообщений.

· Устная речь обеспечивает осознаваемые формы фиксирования: а) опыта совместных взаимодействий между людьми; б) общественно-исторического опыта человечества; в) индивидуального жизненного опыта.

· Письменная речь с помощью графических знаков обеспечивает фиксирование и воспроизведение состава звуковых единиц устной речи.

4. Устная речь, как правило, ориентирована и направлена на присутствующего в ситуации субъекта. Письменная речь служит целям передачи сообщений предполагаемому, отсутствующему собеседнику, как в пространстве, так и во времени.

5. Устная речь в большей или меньшей степени опирается на текущий ситуативный контекст. Письменная речь не опирается на внешний ситуативный контекст и поэтому требует большей развернутости и обстоятельности (Мучник, 1985; Глотова 1990).

Овладение грамматически верной письменной речью является сложнейшей задачей, с которой не все дети и взрослые справляются достаточно успешно. Существует гипотеза о формировании у ребенка при овладении письменной речью особой формы метаустной речи, которая:

· Имеет новое «звучание», соответствующее графическому написанию слов.

· Нивелирует различия между тем «как слышится и как пишется» слово (Глотова, 1990).

2.2.3. Общие характеристики внутренней речи

В раннем детстве у каждого ребенка (при нормальном развитии), на основе овладения способами использования языка в речевых взаимодействиях с другими людьми, начинает формироваться внутренняя речь.

Внутренняя речь, образуется из внешних форм речевых взаимодействий с другими людьми и приобретает разные функциональные формы:

Пассивная внутренняя речь, имитирующая речевые артикуляции других людей и служащая опознанию и пониманию речевых высказываний других людей (П.П. Блонский).

«Эгоцентрическая речь» – относительно сокращенная и аграмматичная звуковая речь, которая сопровождает организацию и выполнение самостоятельных действий у детей.

· Появляется в раннем детстве; достигает наибольшей функциональной выраженности в дошкольном возрасте; как правило, перестает наблюдаться у детей младшего школьного возраста.

· Вновь может актуализироваться у лиц пожилого возраста при организации и реализации различных действий.

· Изредка появляется у взрослых в ситуациях принятия ответственных решений, выполнения и организации сложных для субъекта умственных действий и т.п.

Относительно развернутое беззвучное проговаривание, аналогичное «внешней» речи – «речь про себя».

Сокращенные и преобразованные формы внутренней речи, организующие умственные действия, которые обеспечивают:

· Переработку воспринимаемых высказываний, текстов.

· Подготовку и конструирование собственных речевых высказываний (внутренне программирование высказывания).

· Планирование, организацию и регуляцию своего поведения и действий.

· Фиксирование и организацию (осознание) нового неязыкового опыта.

Характерные особенности внутренней сокращенной речи:

· Используется субъектом для себя – для организации предметно-практических или умственных действий, а также для фиксирования и воспроизведения их результатов.

· Сокращенность артикуляционно-фонетических характеристик – слова «подразумеваются» субъектом по намерению их использовать для выделения и фиксирования семантического содержания.

· Отрывочность, фрагментарность и сокращенность синтаксиса.

· Структура речи преимущественно предикативна: подлежащие сокращены и подразумеваются, сказуемые, дополнения, определения приобретают доминирующее положение.

· Наличие «эффекта стекла»: человек не замечая внутренних форм речи, «сквозь» них фиксирует только предмет умственной деятельности – семантическое содержание.

Факт: значительное повышение электро-миографической активности речевой мускулатуры регистрируется при затруднении реализации мыслительных действий (Соколов, 1968).

2.3. Знаковая ситуация: знак, предметная отнесенность, значение, смысл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: