1. Если устная речь опирается на звуковые комплексы, органы речевой артикуляции и слухового восприятия, то письменная речь опирается на графические символы, тонкую кинестетическую моторику рук и органы зрительного восприятия.
2. Устная речь формируется стихийно с младенческого возраста во взаимодействиях с другими людьми. Письменная речь формируется на основе осознанного произвольно-преднамеренного овладения операциями фонематического, слогового, морфологического и синтаксического анализа устной речи, а также операциями графического обозначения, прочтения и написания соответствующих языковых единиц.
· Устная речь исходно строится на основе стихийного и неосознаваемого овладения способами использования звуковых языковых средств.
· Письменная речь строится на основе осознания множества операций: а) использования звуковых языковых средств, обеспечивающих устную речь; б) замещения звуковых средств графическими средствами, используемыми в данном языке.
3. Письменная речь выступает в качестве знаково-символической деятельности второго порядка. По отношению к устной речи письменная речь выступает как вспомогательная система средств, обеспечивающих относительно строгое графическое обозначение звуковых артикуляционно-перцептивных фонетических комплексов, с помощью которых фиксируется и актуализируется содержание сообщений.
· Устная речь обеспечивает осознаваемые формы фиксирования: а) опыта совместных взаимодействий между людьми; б) общественно-исторического опыта человечества; в) индивидуального жизненного опыта.
· Письменная речь с помощью графических знаков обеспечивает фиксирование и воспроизведение состава звуковых единиц устной речи.
4. Устная речь, как правило, ориентирована и направлена на присутствующего в ситуации субъекта. Письменная речь служит целям передачи сообщений предполагаемому, отсутствующему собеседнику, как в пространстве, так и во времени.
5. Устная речь в большей или меньшей степени опирается на текущий ситуативный контекст. Письменная речь не опирается на внешний ситуативный контекст и поэтому требует большей развернутости и обстоятельности (Мучник, 1985; Глотова 1990).
Овладение грамматически верной письменной речью является сложнейшей задачей, с которой не все дети и взрослые справляются достаточно успешно. Существует гипотеза о формировании у ребенка при овладении письменной речью особой формы метаустной речи, которая:
· Имеет новое «звучание», соответствующее графическому написанию слов.
· Нивелирует различия между тем «как слышится и как пишется» слово (Глотова, 1990).
2.2.3. Общие характеристики внутренней речи
В раннем детстве у каждого ребенка (при нормальном развитии), на основе овладения способами использования языка в речевых взаимодействиях с другими людьми, начинает формироваться внутренняя речь.
Внутренняя речь, образуется из внешних форм речевых взаимодействий с другими людьми и приобретает разные функциональные формы:
Пассивная внутренняя речь, имитирующая речевые артикуляции других людей и служащая опознанию и пониманию речевых высказываний других людей (П.П. Блонский).
«Эгоцентрическая речь» – относительно сокращенная и аграмматичная звуковая речь, которая сопровождает организацию и выполнение самостоятельных действий у детей.
· Появляется в раннем детстве; достигает наибольшей функциональной выраженности в дошкольном возрасте; как правило, перестает наблюдаться у детей младшего школьного возраста.
· Вновь может актуализироваться у лиц пожилого возраста при организации и реализации различных действий.
· Изредка появляется у взрослых в ситуациях принятия ответственных решений, выполнения и организации сложных для субъекта умственных действий и т.п.
Относительно развернутое беззвучное проговаривание, аналогичное «внешней» речи – «речь про себя».
Сокращенные и преобразованные формы внутренней речи, организующие умственные действия, которые обеспечивают:
· Переработку воспринимаемых высказываний, текстов.
· Подготовку и конструирование собственных речевых высказываний (внутренне программирование высказывания).
· Планирование, организацию и регуляцию своего поведения и действий.
· Фиксирование и организацию (осознание) нового неязыкового опыта.
Характерные особенности внутренней сокращенной речи:
· Используется субъектом для себя – для организации предметно-практических или умственных действий, а также для фиксирования и воспроизведения их результатов.
· Сокращенность артикуляционно-фонетических характеристик – слова «подразумеваются» субъектом по намерению их использовать для выделения и фиксирования семантического содержания.
· Отрывочность, фрагментарность и сокращенность синтаксиса.
· Структура речи преимущественно предикативна: подлежащие сокращены и подразумеваются, сказуемые, дополнения, определения приобретают доминирующее положение.
· Наличие «эффекта стекла»: человек не замечая внутренних форм речи, «сквозь» них фиксирует только предмет умственной деятельности – семантическое содержание.
Факт: значительное повышение электро-миографической активности речевой мускулатуры регистрируется при затруднении реализации мыслительных действий (Соколов, 1968).
2.3. Знаковая ситуация: знак, предметная отнесенность, значение, смысл