Произвольные формы внимания у ребенка формируются во внешних разделенных с другими людьми взаимодействиях, позднее преобразуясь в умственные действия и операции самостоятельной организации избирательного сосредоточения на предметах и явлениях.
· Первоначально взрослый, используя жесты и речевые указания, организует и избирательно направляет сосредоточение (внимание) ребенка на объекты и практические действия с объектами. – Ребенок овладевает умениями подчинять сосредоточение речевым указаниям взрослых.
· Овладевая способами использования жестов и языка, ребенок учится с их помощью управлять вниманием других людей при организации совместных практических действий.
· Овладев способами использования знаков для организации внимания других, ребенок начинает использовать их для произвольной организации своего собственного избирательного сосредоточения при реализации практических действий с разными объектами.
Сначала способы организации внимания субъекта имеют внешние, опосредствованные языком, знаками, символами развернутые формы, а затем приобретают внутриречевые формы самостоятельной организации, автоматизируются и сокращаются – интериоризируются.
|
|
С момента, когда у ребенка по речевым указаниям начинают актуализироваться представления, наступает период формирования и развития умственных форм избирательного сосредоточения:
· Сначала ребенок овладевает умениями по речевым указаниям других людей избирательно сосредоточиваться на содержании актуализируемых умственных представлений и понятий.
· Также ребенок учится с помощью речевых указаний организовывать избирательное сосредоточение других людей на содержании умственно строящихся представлениях и понятиях.
· Еще позднее ребенок овладевает умениями с помощью внутренней речи организовывать последовательное избирательное сосредоточение на содержании собственных умственных представлений, понятий и умственных действий.
Внимание как интериоризированная и автоматизированная форма умственного контроля над выполнением ориентировочных действий