Психологический механизм интериоризации

Психологический механизм интериоризации заключается в формировании внутреннего плана умственных действий на основе внешних, разделенных с другими людьми действий, которые организуются, фиксируются и актуализируются с помощью языковых и других знаково-символических средств.

Механизм интериоризации включает два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий (как внешних предметно-практических, так и умственных): а) от совместных с другими людьми действий к индивидуальным самостоятельно организуемым действиям; б) от внешних предметно-практических действий к действиям умственным.

Первое направление развития ВПФ – от разделенных с другими людьми (совместных) действий к действиям произвольно-преднамеренным и индивидуальным – включает ряд этапов:

· Развитие умений ребенка подчинять свои действия, поступки, психические функции (внимание, восприятие, память, мышление) речевым указаниям другого человека (взрослого), который ставит цели и задает образцы выполнения действий.

· Развитие у ребенка умений организовывать с помощью речевых указаний психические функции и действия у других людей.

· Межфункциональное объединение таких умений в одну новую функцию, которая позволяет на основе использования речи самостоятельно ставить цели, планировать собственные действия и подчинять таким планам собственное поведение – позволяет овладеть своим поведением и психическими функциями.

Второе направление развития ВПФ – от внешних предметно-практических (материальных) действий к умственным («идеальным») действиям над значениями (представлениями и понятиями) – включает ряд этапов:

· Этап: а) доречевого развития у ребенка предметно-практических (манипулятивных) действий, а также психических функций ориентировки (операций) в составе предметно-практических действий (внимания, восприятия, памяти, мышления); б) развития предметно отнесенных форм звуковой коммуникации – установление предметной отнесенности языковых средств.

· Межфункциональное объединение функций психической ориентировки и речевых функций – формирование внешнего развернутого речевого планирования и организации поведения: а) сначала в разделенных с другими людьми взаимодействиях; б) затем с опорой на собственную («эгоцентрическую») речь.

· Переход от действий с материальными предметами на основе внешних, опирающихся на органы чувств ориентировочно-исследовательских операций – к умственным действиям с представлениями и понятиями (значениями), которые организуются с опорой на внешнюю речь и внешние знаково-символические средства (с помощью материальных знаково-символических средств).

· Переход от действий с представлениями с опорой на внешние материальные знаки и символы – к умственным действиям над представлениями (значениями) с опорой на внутреннюю речь (сокращенные и скрытые способы использования знаков и символов).

Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию образа мира

П.Я. Гальперин

Психическое развитие исходно обеспечивается овладением ребенком умениями выполнять предметно-практические действия, внешние образцы которых задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. При этом любое практическое действие включает:

· Исполнительную (мышечно-двигательную) составляющую, которая включает исполнительные операции и операции коррекции действия в процессе исполнения.

· Собственно психическую составляющую (ориентировочную основу), которая включает операции ориентировки, планирования, контроля.

Каждый тип операций обеспечивает свои специфические функции:

· Операции ориентировки исходно обеспечиваются ориентировочно-исследовательскими операциями органов чувств, которые ведут к построению перцептивного образа ситуации.

· Операции планирования предстоящих действий предполагают установление межпредметных связей и отношений в процессе ориентировки (мышление).

· Исполнительные операции обеспечивают реализацию действия в соответствие с планом.

· Операции контроля обеспечивают сопоставления реально получаемого результата с предполагаемым (запланированным) результатом.

· Операции коррекции обеспечивают исправления действия в процессе его исполнения.

По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира, а также овладения способами их использования и преобразования во взаимодействиях с другими людьми, ребенок приобретает широкий диапазон умений фиксировать и актуализировать разнообразные действия и операции с помощью языковых и знаково-символических средств.

На этой основе формируется, содержательно обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни субъекта «образ мира», который выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий.

По мере овладения способами использования разнообразных знаково-символических средств, у субъекта формируются и совершенствуются приемы организации умственных действий, как у других людей, так и в собственном образе мира. – Совершенствуются сознательные формы ориентировки (сознание). Язык, знаки, символы позволяют субъекту актуализировать определенные значения (представления, понятия), а также организовывать умственные операции и действия по их преобразованию.

Внутренний план умственных действий субъекта это разнообразные преобразования значений (представлений и понятий), которые в различной степени организуются с помощью языковых и знаково-символических средств. Для организации умственных действий над представлениями и понятиями могут использоваться: а) внешние материальные (например, графические или речевые) знаково-символические средства; б) интериоризированные субъектом умственные способы использования знаков и символов (внутренняя речь, представления знаково-символических изображений, схем, моделей различной степени обобщенности и абстрактности).

Интериоризированные знаково-символические изображения, схемы, модели, в свою очередь могут становиться предметом преобразования в умственном плане с использованием других знаково-символических средств (внешних и внутренних). Возникают иерархические и гетерархические отношения между различными знаково-символическими средствами и различными уровнями организации умственных действий. На этой основе формируются все более сложные формы рефлексивных действий.

Таким образом, овладение ребенком разными способами использования языковых средств в речевых действиях обеспечивает: а) фиксирование и последующую актуализацию субъекта определенного семантического содержания (значений, представлений, понятий) в образе мира; б) организацию умственных действий по отношению к актуализируемому семантическому содержанию (Гальперин, 1998, 2002; Салмина, 1988).

Использование субъектом языковых средств в организации действия носит многофункциональный характер: одни и те же языковые средства могут служить организации разных психических функций в составе разных операциональных компонентов действия; разные языковые средства могут служить организации одних и тех же психических функций и операциональных составляющих действия.

· Языковые средства, включаясь исходно в состав предметно-практических, а производно в состав умственных действий субъекта, могут использоваться для различных целей и выполнять множество функций: а) обеспечивать актуализацию и фиксирование ориентировочных операций, б) операций планирования, в) исполнительных операций; г) операций контроля и коррекции.

· В свою очередь в составе различных операций, направленных на построение и реализацию действия, языковые средства могут функционально обеспечивать избирательное сосредоточение субъекта (организация функций внимания), задавать направления построения образа (организация восприятия), актуализировать необходимые для организации действия фрагменты опыта (организация памяти), служить установлению межпредметных отношений и связей (организация мышления), актуализировать эмоционально-мотивационные отношения субъекта, и так далее.

Следует подчеркнуть, что актуализация умственных действий у субъекта с помощью речевых указаний предполагает наличие в их составе разных операций, абстрагирование которых и соответствует традиционно выделяемым в описательной (феноменологической) психологии психическим функциям. При этом функциональное значение разных психических функций (операций) в составе разных действий может значительно различаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: