Формирование и развитие произвольных, преднамеренных ориентировочно-исследовательских действий, обеспечивающих установление межпредметных связей и отношений на ранних этапах онтогенеза ребенка реализуется в двух взаимосвязанных направлениях. Первое направление развития: от разделенного (совместного) действия – к действию произвольному и индивидуальному. Второе направление развития: от внешних произвольных действий с предметами – к внутренним умственным формам выполнения действий.
Процессы развития мышления в первом направлении предполагают ряд преобразований:
· Развитие умений ребенка подчинять свои действия, направленные на установление межпредметных связей и отношений, речевым указаниям другого человека (взрослого).
· Развитие у ребенка умений с помощью речевых указаний организовывать операции и действия установления межпредметных связей и отношений у других людей.
· Межфункциональное объединение обеих умений в одну функциональную систему – формирование произвольных форм установления межпредметных связей и отношений. Овладение способами произвольной регуляции установления межпредметных отношений и связей, обеспечивающих собственные процессы мышления.
|
|
Второе направление развития: от внешних произвольных действий с предметами – к внутренним умственным формам выполнения действий также предполагает ряд преобразований:
· Исходно формируются «доречевые» формы развития мышления в процессах практического установления межпредметных связей и отношений(а) и «домыслительные» формы развитие предметно-отнесенных способов использования речи на основе исходных звуковых экспрессивно-коммуникативных функций (б).
· Межфункциональное объединение речевых функций, которые приобретают предметную отнесенность, и доречевых форм мышления. Ребенок овладевает приемами речевой организации установления межпредметных связей и отношений в составе различных действий (см. первое направление).
· Преобразование внешних форм речевой организации установления межпредметных отношений и связей во внутренние речевые формы организации мышления (у детей этот процесс осуществляется через стадию «эгоцентрической речи»).
· Последующее сокращение и автоматизация внутренних речевых форм организации и произвольного выполнения умственных (мыслительных) действий.
Таким образом, мышление ребенка приобретает характер ориентировочных действий, направленных на установление межпредметных (межпонятийных) отношений и связей, протекающих во внутреннем умственном плане.
Выполнение умственных действий включает функциональные компоненты (или их преобразованные аналоги), которые входят в состав внешних практических действий. Такие компоненты с помощью знаково-символических средств фиксируются в форме представлений и понятий – обобщенных способов ориентировки и организации умственных предметно отнесенных действий с определенным семантическим содержанием. Представления и понятия в зависимости от целей и задач текущих мыслительных действий могут включаться в состав умственных операций и действий в качестве предмета преобразования, в качестве средства, в качестве условия, в качестве продукта.
|
|
Следует отметить, что существуют и специфические составляющие умственных действий, аналогами которых в действиях практических выступают способы изготовления новых, более эффективных орудий с помощью уже имеющихся орудий. В мышлении аналогичный процесс реализуется путем введения все более эффективных знаково-символических средств, а также разработки способов их использования на основе уже существующих знаково-символических средств, актуализирующих у разных субъектов определенный диапазон умственных операций и действий (представлений и понятий).