Как эмоциональная регуляция деятельности изменяется в процессе онтогенетического развития мотивации у ребенка?

Изменение мотивации деятельности ребенка ведет к изменениям в эмоциональной регуляции деятельности:

В игровой деятельности дошкольников формируется ориентировка в основных смыслах человеческой деятельности на основе освоения задач, мотивов, норм отношений между людьми, которые: а) моделируются в предметно-изобразительных и сюжетно-ролевых играх; б) устанавливаются между детьми в непосредственных игровых взаимодействиях. В результате расширяется содержание эмоциональных переживаний, характеризующих межличностные и социальные отношения. Формируются социальные эмоции, основанные на сопереживании предметно отнесенных эмоций с другими людьми, а также переживании отношений к людям с которыми реализуются взаимодействия (стыд, застенчивость, гордость и другие).

По мере формирования способности выполнять умственные действия, появляется возможность на основе реализации различных вариантов действий в умственной форме, актуализировать и эмоционально переживать тот смысл, который последствия действий могут иметь как для самого субъекта, так и для других людей. В результате изменяется место эмоций во временной структуре деятельности – эмоции начинают предвосхищать процесс выполнения решаемой задачи (Запорожец, 2000).

Что выступает в качестве предмета произвольной эмоциональной регуляции? Каковы основные этапы овладения приемами произвольного контроля и произвольной регуляции эмоциональных процессов и состояний?

По мере овладения способами использования языка в общении с взрослыми, эмоциональная сфера ребенка становится опосредствованной речевыми операциями и действиями. С помощью языковых средств ребенок начинает фиксировать разные эмоциональные состояния, отношения и переживания, а также соответствующие переживаниям экспрессивные формы их выражения.

· С помощью слов ребенок учится в различных ситуациях выделять и фиксировать экспрессивно выражаемые эмоциональные состояния и отношения, возникающие у других людей (также у моделируемых литературных и киногероев, мультипликационных и сказочных персонажей): а) исходно в общении с другими людьми и с их помощью; б) позднее – самостоятельно.

· С помощью слов ребенок учится в различных ситуациях выделять и фиксировать эмоциональные состояния и отношения, возникающие у самого себя: а) исходно в общении с другими людьми и с их помощью; б) позднее – самостоятельно.

Фиксирование с помощью слов собственных эмоциональных переживаний и отношений, а также соответствующих им экспрессивно-выразительных компонентов, обеспечивает ребенку возможность осуществлять произвольный и преднамеренный контроль по отношению: а) к внешнему экспрессивному выражению эмоциональных состояний и переживаний; б) к влиянию эмоциональных состояний и переживаний на реализацию действий и деятельностей; в) к влиянию эмоциональных состояний и переживаний на взаимодействия и взаимоотношения с людьми.

Приемы произвольной преднамеренной регуляции эмоциональных состояний и их экспрессивного выражения исходно формируются у ребенка во внешних разделенных с другими людьми, опосредствованных речью, а также другими знаково-символическими средствами, взаимодействиях, постепенно преобразуясь в самостоятельно применяемые внутриречевые приемы.

Исходно ребенок овладевает регуляцией эмоциональных состояний на основе переподчинения поведения и экспрессии не стихийно возникающим переживаниям и эмоциям, а речевым указаниям и коммуникативному поведению взрослых. Позднее ребенок учится регулировать с помощью аналогичных речевых указаний и приемов коммуникации эмоциональные состояния у других людей. На этой основе ребенок постепенно овладевает умениями регулировать свои эмоциональные состояния на основе переподчинения своего поведения и экспрессии не переживаемым эмоциям, а собственным речевым (основанным на внутренней речи) указаниям, направленным на себя самого.

Развернутые приемы произвольной регуляции эмоциональных состояний предполагают ряд опосредствованных речью направлений ориентировки и последующего планирования собственных действий и поведения:

· Ориентировка в собственных переживаниях и эмоциональных состояниях, которые актуализируются в определенной ситуации, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание собственных эмоций).

· Ориентировка в основных причинах и факторах, которые вызывают такие переживания или эмоциональные состояния, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание причин, вызывающих эмоции).

· Ориентировка в возможных негативных и позитивных последствиях (неудачи при выполнении действий, актуализация межличностного конфликта, повышение эффективности определенных действий, и т.д.), к которым приводят соответствующие переживания или эмоциональные состояния, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание последствий, к которым могут вести эмоции).

· Произвольное планирование и организация таких форм поведения и действий, которые следует реализовать субъекту вопреки актуальному эмоциональному состоянию или переживанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: