Языковые и знаково-символические средства в развитии эмоциональной сферы человека

Эмоциональные явления представляют большую сложность для теоретического анализа и объяснения. Отсутствуют ясные ответы даже на исходные вопросы об эмоциях: эмоция – это исходно физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов? Регистрация субъектом собственных эмоциональных переживаний является продуктом развития познавательных психических процессов или существуют самостоятельные механизмы субъективного фиксирования эмоций? Как связаны эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено.

На основе положений культурно-исторической теории развития высших психических функций человека Л.С. Выготского, а также на основе теоретического анализа функциональной организации эмоциональной сферы человека с позиций системно-деятельностного подхода, реализованного в работах В.Вилюнаса, можно сформулировать закономерности, которые позволяют объяснить развитие у человека высших форм функциональной организации эмоциональных процессов.

Чем характеризуется развитие эмоциональной сферы человека?

Эмоциональные переживания, а также высшие чувства человека имеют культурно-исторический характер происхождения и развития. Это характеризует как процесс исторического развития человечества, так и процессы индивидуального развития каждого человека (онтогенез).

Эмоциональная сфера ребенка начинает развиваться на основе естественных форм эмоционально-органической регуляции взаимодействий с внешней средой. В разделенных с другими людьми опосредствованных знаками и символами взаимодействиях эмоциональные процессы приобретают характер высших психических функций.

Эмоциональные процессы человека опосредствованы общественно выработанными знаково-символическими средствами («языком чувств»), которые используются в межличностных взаимодействиях: а) для фиксирования обобщенных норм и эталонов эмоционально-ценностных отношений различной степени абстрактности; б) для актуализации определенных эмоционально-оценочных отношений к различным предметам, явлениям, событиям. В качестве таких средств используются мимика и пантомимика, экспрессивно-интонационные компоненты речи, выразительные жесты, некоторые языковые средства, изображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: