Каковы особенности механизмов формирования новых мотивационных отношений с окружающим миром у человека?

В онтогенезе у высших животных и человека в основе развития эмоциональных и мотивационных отношений лежит психологическиймеханизм эмоционального (мотивационного) обусловливания, который заключается в ситуативном переключении (распространении) актуальных ведущих эмоций субъекта на разнообразные явления, объекты и предметные условия. В процессе переключения эмоции могут менять свои качественные характеристики (модальность), в зависимости от того, способствуют или препятствуют предметы, явления, события достижению мотивационно значимых результатов. В результате мотивационные и эмоциональные отношения субъекта приобретают новые типы предметной отнесенности. За такими объектами и событиями избирательно закрепляется условное эмоциональное (мотивационное) значение. На этой основе формируются новые мотивационные отношения.

У человека (чяеловечества) по мере развития высших психических функций процессы формирования и развития эмоциональных и мотивационных отношений приобретают ряд качественных особенностей. Во-первых, отмирание в процессе антропогенеза природной предопределенности в развитии системы мотивационных отношений с природной средой, в человеческом обществе замещается целенаправленным формированием мотивов (Выготский, Лурия, 1993; Гальперин, 1998). Во-вторых, предметы, приобретающие для современного человека мотивационное значение, не имеют наследственно опознаваемых ключевых признаков. Поэтому эмоциональные и мотивационные отношения человека формируются на основе специально организуемых обществом воспитательных воздействий (Вилюнас, 1990).

В результате овладения способами использования языка, переключение эмоций у ребенка начинает протекать в соответствие с содержанием речевых указаний по разветвленным многоступенчатым системам разнообразных семантических отношений и связей, которые устанавливаются на основе умственных действий над представлениями и понятиями. Эмоциональное (мотивационное) обусловливание преобразуется в эмоциональное (мотивационное) опосредствование.

При эмоциональном опосредствовании процесс переключения эмоций переводится из внешнего предметного плана взаимодействий субъекта с миром во внутренний план умственных действий. Наряду с объективными непосредственно воспринимаемыми явлениями и событиями, мотивационное значение для ребенка начинают приобретать: а) представления о предметах и явлениях, недоступных непосредственному восприятию; б) представления социального происхождения – справедливость, честность, порядочность и т.п. От таких представлений начинает зависеть то, в чем именно человек будет искать причины приятных или неприятных событий и на что будут переключаться вызванные такими событиями эмоции.

Вместе с тем, при эмоциональном (мотивационном) опосредствовании существенно изменяются условия актуализации и протекания эмоционального процесса. Актуализация процессов эмоционального (мотивационного) опосредствования, избавляет их от ситуативности, свойственной эмоциональному обусловливанию (мотивационному), и открывает потенциально неограниченные возможности переключения эмоциональных и мотивационных отношений между разными фрагментами семантического содержания, актуализируемыми в форме представлений. Но практическое использование таких возможностей затрудняется тем, что представляемые предметы и явления не обладают той эмоциогенностью, которой обладают предметы и предметные условия в реальной ситуации.

В межличностных и общественных взаимодействиях с целью формирования и развития мотивационных отношений используются языковые средства, которые актуализируют не только умственные действия, но и эмоциональные переживания, которые необходимы для реализации механизмов эмоционально-мотивационного переключения. Такое использование языковых средств образует основу речевых (и воспитательных) воздействий (в широком значении). При этом речевые воздействия (, требования, указания, разъяснения, убеждения) сами по себе новой мотивации не создают, а позволяют только организовать условия для возможного переключения, перераспределения уже существующих у субъекта эмоционально-мотивационных отношений на определенные предметы и явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: