Жизненный опыт, жизненная философия и работа над собой

Для того чтобы навести порядок в психологическом мире другого человека, необходимо, прежде всего, иметь его в собственном психологическом мире. Для консультанта как ни для кого другого важна собственная жизненная позиция, собственная философия, система ценностей и представлений о важнейших жизненных категориях: о добре и зле, справедливости и наказании, порядке и законе. Жизненная философия консультанта неизбежно должна опираться на собственный жизненный опыт, опыт переживания и разрешения трудных жизненных ситуаций. Конечно, нет необходимости болеть самому неизлечимыми болезнями, чтобы поддержать умирающего от рака пациента; не нужно самому страдать алкоголизмом, наркоманией или гемблингом, чтобы оказывать психологическую помощь аддиктивной личности. Невозможно самому испытать все возможные жизненные неурядицы, конфликты и проблемы.

Однако определенный жизненный опыт консультант все же должен иметь. Собственный жизненный опыт – основной источник и стимул познания и изменения, и наибольшей обучающей ценностью обладают трудные жизненные ситуации, которые заставляют испытывать страдание и душевную боль. Когда нам хорошо, мы особенно не задумываемся о жизни, мы просто живем, радуемся, не пытаясь понимать и анализировать логику событий. Человеку не важно понимать причины позитивных жизненных перемен; он принимает их как что-то само собой разумеющееся, как данность; он не ищет скрытого смысла, подоплеки или подтекста, он живет «на поверхности» событий.

Мы начинаем задумываться о смысле происходящего тогда, когда нам плохо, когда жизнь заставляет нас страдать. Именно в трудных жизненных ситуациях человек пытается понять, что происходит, анализируя события, устанавливая между ними причинно-следственные связи и пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие. Когда близкий человек от нас уходит, мы ищем причины этого, подвергая анализу и собственную личность, и ситуацию, и отношения с этим значимым другим. Таким образом и появляются представления о человеческой природе, о межличностных отношениях, об их формировании и развитии. В этом смысле все жизненные неприятности должны рассматриваться как бесценный жизненный опыт, который заставляет думать, искать информацию, искать поддержку, резервы и ресурсы, активизировать творческий потенциал для преодоления трудностей.

Эффективный консультант, чтобы понимать своих клиентов, должен обладать опытом переживания в собственной жизни основных наиболее фундаментальных жизненных ситуаций: ситуации потери (смерти, развода, разрыва отношений); ситуации угрозы (конфликта, противостояния, противоборства); ситуации неопределенности с дефицитом информации и невозможностью принять решение. Ситуация потери обучает нас справляться с депрессией, преодолевать печаль и боль утраты; ситуация угрозы – совладать с собственной враждебностью, негодованием, гневом; ситуация неопределенности обучает преодолевать страх. Таким образом, в процессе переживания ситуаций утраты, угрозы и неопределенности человек получает контроль над так называемой «негативной аффективностью», т.е. тремя наиболее негативными эмоциями, которые больше всего мешают нам жить и чувствовать себя комфортно – тревогой, печалью и враждебностью.

В литературе существует множество разнообразных классификаций эмоций; однако при этом практически все авторы в качестве наиболее фундаментальных выделяют четыре: радость, печаль, гнев и страх. Из четырех фундаментальных эмоций одна направлена в будущее – тревога; одна обслуживает прошлое – депрессия (печаль); две связаны с настоящим: гнев и радость. Гнев – отрицание настоящего, радость – его принятие. Таким образом, три основные негативные эмоции – печаль, тревога и гнев (враждебность), связанные с прошлым, будущим и настоящим, формируют целостную жизненную перспективу человека. Овладев основными негативными переживаниями, мы научаемся в целом более эффективно справляться с жизнью.

Переживание эмоций печали, гнева и страха, совладание с болью утраты, с собственной агрессией и тревогой помогает консультанту формировать практическую, а не только теоретическую жизненную позицию, философию жизни, в которую вписываются такие события, как смерть, страдание, боль. Выработка жизненной философии служит той психологической опорой, в которой нуждаются страдающие клиенты. Обращаясь за помощью, пациент не просто хочет помощи в решении жизненных трудностей, он бессознательно ждет от консультанта большего: он хочет научиться правильно жить и быть счастливым.

Выработка жизненной философии предполагает не просто обучение психологическому совладанию с трудностями, но и формирование резервов и ресурсов. Важнейшим психологическим ресурсом, необходимым для консультанта, является терпимость, способность принимать природу другого человека целиком, со всеми ее как сильными, так и слабыми сторонами. В обычной жизни со временем мы все постепенно обучаемся умению принимать недостатки другого человека, например, супруга или собственного ребенка. Можно научиться жить рядом с другим, снисходительно относясь к его недостатком, прощая ему мелкие просчеты и недочеты, не фиксируясь на мелочах, незначительных деталях совместной жизни. Это возможно, если все время помнить о главном – о том, почему в свое время был выбран для совместной жизни именно этот человек, о том, кем конкретно был выбран этот человек («Он был выбран мной, и, поскольку я уважаю себя и собственный выбор, я уважаю и того человека, который был выбран мной»). Однако, обучаясь со временем терпимо относиться к психологической природе других людей, мы часто не проявляем подобной же терпимости в отношении собственной психологической природы. Это становится очевидным, если попросить самого себя ответить на вопрос: «Можешь ли ты позволить себе быть слабым, зависимым, трусливым? Можешь ли ты разрешить себе быть глупым, некомпетентным, непрофессиональным?» И если Вы сами себе на этот вопрос отвечаете: «Нет, я не могу позволить себе быть глупым, слабым, некомпетентным», то у Вас есть счастливая возможность поразмыслить над своими собственными проблемами, прежде чем заниматься консультированием других людей. Если мы может прощать слабости и недочеты другому человеку, принимая его таким, каков он есть со всеми его достоинствами и недостатками, то почему мы не можем сделать того же самого в отношении самого себя? Почему именно к себе мы предъявляем такие нереалистично высокие требования, которым в принципе никто никогда соответствовать не может?

Если же на поставленный вопрос Вы отвечаете: «Да, могу себе иногда позволить быть слабым, некомпетентным, несовершенным», то Вам удалось преодолеть собственный перфекционизм, обретя правильный, принимающий взгляд как на окружающих людей, так и на самого себя. Если Вы можете принимать недостатки и несовершенства человеческой природы в себе самом, то тогда и только тогда Вы действительно можете принимать их и в других людях тоже. Подобное принятие, или терпимость в основе своей имеет уважение к человеческой природе как в себе самом, так и в других людях тоже. Как правило, жизненная философия эффективного консультанта основана на у важении к человеческой природе в себе и в других людях.

Особенно важны хорошие отношения консультанта с самим собой: уважение к себе, доверие к себе, к своим взглядам, суждениям, убеждениям, ценностям и целям. Эффективный консультант должен не только доверять себе, уважать себя, но он также должен относиться к себе с симпатией и любовью. Только человек, находящийся в гармонии с собственной природой, может позволить себе вторгаться в интимный психологический мир другого, по отношению к которому он является своеобразным эталоном. Да, конечно, консультант, как и каждый человек, имеет психологические проблемы, но, в отличие от своих клиентов, он их своевременно и эффективно разрешает; его психологические проблемы не препятствуют его личностному развитию и росту, а, напротив, способствуют. Имея опыт решения собственных проблем, консультант более эффективен в помощи решения чужих; опыт решения чужих проблем помогает, в свою очередь, быть более эффективным в решении собственных.

Однако, понимая и принимая человеческую природу в себе и в других, не следует забывать, что эта человеческая природа может продуцировать неправильные суждения («иррациональные идеи»), подлежащие искоренению, неправильные переживания, которые надо лечить и неправильные поступки, которые надо исправлять.

В частности, подобная правильная жизненная философия, необходимая для консультанта, проявляется в его повседневной жизни в процедуре применения наказаний.

Когда мы воспитываем других людей (например, воспитываем собственных или чужих детей, руководим подчиненными), мы применяем два основных метода воздействия: поощрения и наказания. Поощрения могут быть моральными, психологическими, эмоциональными (похвала, комплимент, эмоциональная поддержка) или материальными (награда, подарок). Наказания могут быть физическими или психологическими, среди которых самым эффективным считается «лишение любви». Применяя наказания, важно для их эффективности соблюдать пять основных правил применения наказаний:

1) наказание должно следовать сразу за проступком, или сразу непосредственно за тем, как он обнаружен. Это правило особенно важно при воспитании животных и маленьких детей. Если же мы наказываем ребенка через неделю или через месяц после совершения проступка, то оно воспринимается как агрессия и в ответ неизбежно вызывает также агрессивную реакцию, что приводит в дальнейшем к нарушениям поведения и социальной адаптации.

2) «норма возмездия», которая определяет соответствие тяжести проступка и тяжести наказания. Норма возмездия определяется правовыми нормами, закрепленными в уголовном праве, морально-этическими нормами, зафиксированными в общественном мнении, и внутригрупповыми нормами, характерными для данной малой социальной группы (правилами поведения в конкретной семье, студенческой группе, рабочем коллективе).

3) наказание должно быть однократным; нельзя постоянно наказывать за один и тот же проступок, например, нельзя ребенку говорить: «Ты разбил чашку. А вчера, помнишь, ты расколотил любимую бабушкину вазочку. А в прошлом месяце ты разбил мою тарелку. Сколько же так будет продолжаться?» Осуществляя подобное психологическое воздействие, мы проводит своеобразной «негативное программирование», закладывая в ребенка бессознательную идею о том, что он – человек, который всегда разбивал, разбивает, и, следовательно, будет разбивать посуду. Ошибка, когда женщина говорит мужу: «Ты сегодня опять поздно пришел домой!» Ошибка заключается в слове «опять». Тем самым жена непроизвольно внушает мужу: «Ты всегда приходил поздно, ты приходишь поздно, и, следовательно, будешь поздно приходить домой». Вследствие такого воздействия муж постоянно будет опаздывать.

4) наказанию подлежит поступок, но не личность. Нельзя, например, говорить ребенку «Ты лжец!», надо сказать «Ты солгал!»; нельзя говорить «Ты вор!»; надо сказать «Ты украл». Недопустимо, когда жена говорит мужу: «Ты не мужчина!»; правильно было бы сказать: «Ты поступил не как мужчина!» Нельзя зачеркивать личность, отсекая пути к исправлению. Нельзя ставить клеймо на всю жизнь, закрывая возможности развития и роста. Важно дать наказываемому надежду, что неправильное поведение – явление временное, преходящее, и, возможно, вообще случайное, не свойственное его природе в целом.

5) наказание не должно носить характера личной мести, но лишь характер возмездия за несоблюдение социального контракта. Важно, чтобы каждый человек понимал: вступая в социальные взаимоотношения, он в неявной форме заключает с обществом своеобразный контракт, договариваясь платить долги, выполнять обещания, правильно умножать два на два и переходить дорогу на зеленый свет. За выполнение контракта общество его поддерживает и поощряет; за несоблюдение контракта – наказывает и осуждает. Поэтому мы наказывает спокойно, чрезмерно эмоционально не вовлекаясь, но лишь применяя соответствующие заранее установленные и оговоренные меры воздействия (лишаем возможности разговаривать по телефону, не даем выходить в Интернет, не платим за мобильный телефон и т.п.).

Если при оказании психолого-педагогического воздействия на другого человека соблюдать последовательно и неуклонно все пять приведенных правил, то тогда наказание, которое само по себе является актом агрессии, тем не менее, не будет вызывать ответной агрессии в другом человеке, но, напротив, будет способствовать его социализации и успешной адаптации в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: