Безусловное и безоценочное принятие клиента

Первым принципом, который принят и в современной психотерапии, и в консультировании, является идущий от К. Роджерса принцип безусловного и безоценочного принятия клиента, то есть такого отношения, когда мы принимаем как данность психологическую природу другого человека, не пытаясь выставлять ей оценки, выносить оценочные суждения, хвалить или поощрять, принимаем и ценим за нее саму. Наиболее ярко такое безусловное и безоценочное отношение проявляется в любви.

Наиболее часто в жизни мы сталкиваемся с обусловленной любовью, когда нас любят за те наши знания, умения, навыки, которые необходимы партнеру, которые для него полезны: нас любят за умение варить борщ, говорить по-английски, водить машину, зарабатывать деньги, доставлять удовольствие в самых разных сферах жизни. Принцип обусловленной любви имеет под собой прочные рациональные основания: «Я тебя люблю. Ты молодой, красивый, умный. У тебя высокий интеллект, ты красиво поешь и играешь на скрипке. У тебя много денег, квартира, машина. Дача, яхта на Багамских островах. Ты даришь мне бриллианты и шубы. Поэтому я тебя люблю». Может быть, не в такой очевидной форме, но сам принцип обусловленной, рациональной любви встречается очень часто и является глубинной, скрытой основой самых разных взаимоотношений в жизни.

Однако такая любовь приносит лишь поверхностное удовлетворение. На самом деле в глубине души человеку хочется совсем иных отношений. Нам хочется, чтобы нас любили без всяких условий и оговорок, нам хочется, чтобы нас любили не за наши деньги, связи, возможности, а за нас самих. Мы ищем любви безусловной, не имеющей под собой никаких рациональных мотивов: «Я тебя люблю. Ты старый, больной, ты еле передвигаешь ноги. Ты некрасив и глуп. У тебя нет денег, нет машины, нет ничего. Но я тебя люблю». «За что?» «За тебя самого. За твою бессмертную душу. За твой уникальный психологический мир, за неповторимую человеческую природу». Каждому хочется, чтобы его любили за него самого, а не за его связи, деньги, влияние и власть. Мы ищем любви безусловной.

Конечно, реальные отношения людей очень сложны и основаны на разных видах привязанности и любви, но в критических ситуациях на поверхность выступают истинные мотивы наших взаимоотношений, когда все же становится ясно, что конкретно больше всего ценит и любит в нас партнер. Как правило, за помощью к консультанту обращаются люди, не имеющие в жизни достаточной эмоциональной, психологической поддержки, с дефицитом именно этой, безусловной любви. Бессознательно клиенты ищут отношения искреннего, бескорыстного, теплого и принимающего. Поэтому продуктивные отношения в психологическом консультировании возможны только на основе безусловного принимающего отношения, основанного на уважении к человеческой природе.

Отношение к клиенту должно быть не только безусловным, но также и безоценочным. Часто в жизни, упрощая ситуацию, мы говорим об окружающих нас людях: «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «правильный», «неправильный», высказывая таким образом суждения оценочного характера. Однако, если остановиться и задуматься над теми словами, которые мы машинально произносим, то можно обнаружить, что, произнося подобные слова, мы не совсем правы. Человеческая природа – это, по-видимому, самое сложное, что существует в мире. Она состоит из многих элементов, которые иногда согласуются друг с другом, иногда нет, иногда конфликтуют друг с другом, а иногда вступают в непримиримые противоречия, заставляя человека страдать от внутренних конфликтов. В зависимости от ситуации мы поворачиваемся к миру то одной, то другой своей стороной, обнаруживая то одни черты, то другие, по-разному ведем в себя в зависимости от ситуации, от нашего настроения и самочувствия, от того, что за человек перед нами. Опыт прожитой жизни убеждает нас в том, что нет однозначно плохих людей, как нет однозначно хороших; каждый человек сочетает в себе самые разные качества, которые могут быть оценены то как положительные, то как отрицательные. Вслед за Карлом Густавом Юнгом мы можем сказать: «Чем выше человек, тем длиннее у него тень». Все уравновешено: сколько достоинств, столько и недостатков. По-видимому, достоинства и недостатки – это все проявления одних и тех же качеств, имеющих разные полюса.

Кроме того, остается открытым вопрос о том, какие качества следует оценивать как хорошие, какие качества – как плохие. Настойчивость в одной ситуации выглядит как целеустремленность, а в другой – как агрессия и насилие; непосредственность может быть оценена то как естественность и простота, то как развязность и бестактность. В зависимости от конкретного контекста человеческие черты приобретают разное значение и смысл.

В целом же оценочное мышление обычно приводит к негативным социальным последствиям, поскольку тенденция судить о человеке в черно-белых категориях добра и зла толкает нас на поиск виноватых и расправу с ними. Как сделать так, чтобы жизнь была хорошей и счастливой? С позиции оценочного мышления для этого надо собрать вместе всех плохих людей и уничтожить, отправив в лепрозорий, изолятор, концлагерь. Как только подобные представления оказываются в центре сознания, на их основе возникает соответствующее мировоззрение, на котором легко формируется тоталитарный режим, ориентированный на уничтожение инакомыслящих, то есть тех групп людей, которые не соответствуют принятому оценочному критерию «хороший» и на этом основании подлежат уничтожению.

Клиент, который обращается за помощью к консультанту, как правило, переживает трудную жизненную ситуацию, не имеющую ясного однозначного смысла. Эту ситуацию обычно можно трактовать по-разному, придавая ей подчас прямо противоположное значение. В этих условиях оценочные категории обычно оказываются непригодными. Если бы существовало однозначное понимание истины, добра и справедливости, всегда верное во всех ситуациях, потребность в консультировании просто бы не возникла. Поэтому, как правило, консультанту приходится отказаться от применения оценочных категорий.

Однако, принимая подобную позицию безусловного и безоценочного отношения к клиенту, мы не всегда на практике можем ей соответствовать, поскольку невозможно отказаться от собственного травматического опыта переживания. Например, осваивая профессию консультанта, можно для начала задать себе вопрос: «Буду ли я консультировать насильника и убийцу, если он, отсидев в тюрьме, вышел на свободу, имеет психологические проблемы и пришел получить консультацию? Буду ли я безусловно и безоценочно относиться к человеку, который в моей системе понятий однозначно оценивается как «плохой»? Этот вопрос каждый, желающий стать консультантом, задает себе, поскольку на практике приходится иметь дело с разными людьми, которые могут вызывать разные чувства: они могут быть приятны или неприятны, они могут даже вызывать отвращение. В целом в литературе по психологическому консультированию наиболее часто встречается представление о том, что все же бывают случаи, когда консультант может отказаться оказывать психологическую помощь человеку, к которому испытывает неприязнь. Поэтому общее правило «безусловное и безоценочное отношение к клиенту», как и любое правило, имеет исключение. Если в процессе консультирования у консультанта возникла резкая неприязнь к клиенту, которую он не может преодолеть, то он может прервать процесс консультирования, порекомендовав другого консультанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: