ЗАНЯТИЕ 4. ГИГИЕНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Тема: Гигиеническая оценка бактериальной загрязненности воздуха производственных помещений
I. Цель – ознакомить студентов с методами изучения и оценки бактериальной загрязненности воздуха
II. Студент должен знать:
- Эпидемиологическое значение воздушной среды
- Характеристика бактериального состава атмосферного воздуха и воздуха помещений
- Значение бактериального загрязнения воздуха при изготовлении лекарственных препаратов
- Причины и последствия бактериального загрязнения воздушной среды производственных помещений.
- Физические, химические механические и организационные методы борьбы с микробным загрязнением.
III. Студент должен уметь:
- Знать и владеть методами обеззараживания воздуха - механическими, химическими, физическими.
- Знать устройство и владеть методами работы с интенсиметрами и дозиметрами ультрафиолетового (УФ) излучения. Измерять УФ-излучение.
- Рассчитывать необходимое количество УФ-облучателей и времени их работы.
- Основная:
1. Большаков A.M., Новикова И.М. Общая гигиена. Учебник для фармацевтических ф-тов, Изд-во Медицина, М., 2002г.
2. Большаков A.M. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2004 г.: для студентов фармацевтических институтов и факультетов.
- Дополнительная рекомендуемая литература:
1. Методические указания по микробиологическому контролю в аптеках № 3182-84 от 24.12.1984 г.
2. Дополнения к Методическим указаниям по микробиологическому контролю в аптеках. М., 1990.
3. Методические указания 42-51-1-93 «Организация и контроль производства лекарственных средств» МЗ РФ. М., 1993.
4. Приказ МЗ РФ «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» № 309 от 21.10.1997 г.
V. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
1. Подчеркните правильный вариант ответа:
Содержание микроорганизмов в воздухе более высокое:
- в холодное время года / теплое время года;
- в населенных пунктах / лесопарковой зоне;
- на высоте свыше 2000м / над уровнем моря.
2. Допишите:
а) Высокая микробная загрязненность воздуха в аптечных помещениях приводит к:
- ……………………………………………………………….
- ……………………………………………………………….
- ……………………………………………………………….
б) Наиболее интенсивное бактериальное загрязнение воздуха наблюдается в следующих аптечных помещениях:
-…………………………………………………….
- …………………………………………………….
- …………………………………………………….
в) Наибольшей эпидемиологической опасности подвергаются следующие категории аптечных работников:
-…………………………………………………….
- …………………………………………………….
- …………………………………………………….
- ………………………………………………………
г) Оценку чистоты воздуха аптечных помещений проводят на основании определения содержания следующих микроорганизмов в 1м3 воздуха:
-…………………………………………………….
- …………………………………………………….
- …………………………………………………….
- ………………………………………………………
3. Установите соответствие:
Оценка микробного загрязнения воздуха помещений аптек
| Методы отбора проб воздуха | Описание метода |
| А. Седиментационный метод (метод осаждения) | 1. Аспирируемый вентилятором воздух поступает внутрь прибора Кротова, в верхней части которого размещен вращающийся диск с чашкой Петри с плотной стерильной питательной средой. Струя воздуха ударяется об агар и к нему прилипают частицы микробного аэрозоля. Определяют количество аспирированного воздуха и пересчитывают величину бактериального загрязнения на 1 м³. |
| Б. Фильтрационный метод | 2. Воздух (10–12 л) пропускают с помощью электроаспиратора через склянку Дрекселя, заполненную стерильным физиологическим раствором. Затем из склянки отбирают 0,1–1 мл физиологического раствора и делают посев на чашку Петри с питательным агаром. После инкубации подсчитывают выросшие колонии и делают пересчет на 1 м³ воздуха. |
| В. Принцип ударного действия воздушной струи | 3. Чашки Петри с плотной питательной средой, расставляют в нескольких местах помещения и оставляют открытыми на 5–10 минут, затем инкубируют 48 часов при 37ºС и подсчитывают количество выросших колоний |
4. Для профилактики внутриаптечных инфекций используют следующие методы:
-………………………………………………………………………….
-……………………………………………………………………………..
-………………………………………………………………………………
-……………………………………………………………………………..
5. Заполните пропуски в таблице: