Регулирование хода производства

Регулирование — завершающий этап управления производством, на котором осуществляется процесс разработки и реализации решений по предупреждению отклонений и сбоев входе производства, а в случае их возникновения— по их незамедлительному устранению. Этимдостига­ется безусловное выполнение производственных программ и опера­тивных плановых заданий.

Предупреждение или устранение отклонений и сбоев возможны благодаря использованию резервов: материальных, временных и орга­низационных.

К материальным резервам относятся: наличие взаимозаменяемо­го оборудования, рабочих, материалов, заготовок, деталей и инст­румента.

Временные резервы используются благодаря организации сверхуроч­ных работ, дополнительных смен.

Организационные резервы заключаются в возможности перераспре­делять ресурсы между цехами и участками.

Процесс оперативного регулирования включает:

- информационную подготовку для принятия решения;

- разработку и принятие решения;

- реализацию решения и контроль его исполнения.

Информационная подготовка заключается в обработке информации, которая может быть представлена в виде документов: рукописных и машинограмм; устных распоряжений, указаний; видео-, аудио- и дру­гих сигналов.

Этап разработки и принятия решений включает: формирование альтернативных вариантов решений; установление сроков их выпол­нения; выбор исполнителей; обработку дополнительной информации; согласование и утверждение сроков и исполнителей; утверждение варианта решения; выделение ресурсов для реализации решения.

Необходимыми условиями для реализации решения по регулированию являются:

- организационное обеспечение решения, которое означает нали­чие ресурсов в распоряжении лиц, ответственных за реализацию;

- организационное обеспечение, которое подразумевает наличие инструктивных материалов с четкими указаниями, как действовать в той или иной ситуации;

- информационное обеспечение, необходимость которого заключа­ется в возможности проводить согласованные действия всех исполни­телей.

Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:

- опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого она явля­ется;

- предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;

- осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распо­ряжений руководства;

- базироваться на четкой ответственности и преемственности опе­ративного руководства производством.

Вся текущая работа по руководству производством в масштабе АО лежит на персонале производственно-диспетчерского отдела (смен­ные диспетчеры и операторы), находящегося в подчинении главного диспетчера объединения.

Организационное построение диспетчерского аппарата АО зави­сит от типа, характера и масштаба производства, производственной структуры объединения. В крупном АО диспетчерская служба может быть подчинена директору по производству. В ПДО акционерного об­щества, как правило, находится центральное диспетчерское бюро, возглавляемое главным диспетчером. В его ведении находятся диспет­черские группы, которые осуществляют взаимодействие с различными структурными подразделениями по обеспечению ритмичного хода производства. В состав центрального диспетчерского бюро входит дис­петчерская группа по заготовительному производству (литейное, куз­нечное, штамповочное), диспетчерские группы по механосборочным, обрабатывающим цехам, вспомогательному производству, а также по службам реализации и обеспечения подготовки производства.

Служба главного диспетчера осуществляет следующие основные функции:

- контролирует ход выполнения производственной программы по основным видам изделий и принимает меры для ликвидации отста­вания от плана по заготовкам и ДСЕ;

- принимает меры к предупреждению перебоев в ходе производства, возникающих в результате нарушений в работе технологического обо­рудования, несвоевременного обеспечения инструментами, матери­алами и полуфабрикатами;

- следит за соблюдением норм заделов по технологическим переходам (заготовок, ДСЕ) в цехах основного про­изводства;

- осуществляет учет и анализ внутривенных простоев оборудования.

Содержание деятельности цеховых диспетчерских служб имеет некоторые различия в зависимости от их назначения; В подразделени­ях литейного производства функции диспетчерской службы сводятся к контролю работы формовочных и стержневых отделений, контро­лю правильности работы склада моделей и своевременной отправке годных отливок на центральный склад заготовок. В цехах заготовитель­ной фазы — кузнечном, термическом, штамповочном, заготовитель­ном, сварочном, которые являются крупными потребителями металла, основные функции диспетчерской службы сосредоточиваются на свое­временном обеспечении производственных участков металлом и на контроле за соблюдением графика запуска-выпуска деталей. Особы­ми объектами диспетчерского контроля в кузнечном и штамповочном цехах является своевременное выполнение графиков переналадки штампов для выпуска деталей в соответствии с графиком их запуска-выпуска. В цехах механосборочного производства функции диспетчер­ского аппарата сосредоточены на контроле за обеспечением подраз­делений заготовками и полуфабрикатами по всей закрепленной за цехом номенклатуре.

Диспетчерский аппарат цеховых производственных подразделений контролирует и регулирует изготовление продукции всей номенклатуры, закрепленной за подразделением, и выполняет следующие ос­новные функции:

- сосредоточение всей информации о ходе производства, поступа­ющей от участков и других служб цеха;

- получение сообщений от производственных участков о неполад­ках и отдельных задержках в производстве, мешающих выполнению плановых заданий текущего дня или смены;

- руководство выполнением цехом суточных заданий и оперативно­го графика изготовления деталей;

- наблюдение за комплектным и своевременным снабжением участ­ков материалами и инструментом на основании сообщений участков и других служб цеха;

- выдача оперативных распоряжений и указаний участкам и служ­бам цеха по устранению задержек в производстве и контроль выпол­нения этих распоряжений;

- регулирование отпуска участкам дефицитных материалов и конт­роль поступления их в цех на основе данных склада материалов;

- контроль работы служб, осуществляющих подготовку производства, в части своевременного обеспечения основного производства всем необходимым для выполнения участками цеха текущих заданий;

- информация руководства цеха и начальника ПДБ о неполадках, требующих их непосредственного вмешательства;

- проведение систе­матических диспетчерских совещаний по вопросам выполнения уча­стками текущих заданий;

- составление диспетчерских рапортов о ходе выполнения суточных заданий;

- контроль за своевременным выходом из ремонта оборудования на основе графика ремонта.

Эффективность деятельности диспетчерской службы во многом зависит от организации взаимосвязи и взаимодействия центральной диспетчерской службы с другими функциональными подразделения­ми АО, обеспечивающими и обслуживающими основное производ­ство:

- с технической подготовкой производства — при внесении изме­нений в конструкцию выпускаемых изделий, направленных на модер­низацию отдельных ДСЕ, при возникновении различного рода затруд­нений в ходе производства, при возникновении отклонений от установленной технологии по причине выхода из строя технологического оборудования и приня­тия мер с целью организации временной технологии производствен­ного процесса;

- с отделом главного механика и главного энергетика осуществля­ется взаимосвязь в части контроля организации ремонта технологи­ческого оборудования, а также для принятия необходимых мер в случае аварии или выхода из строя оборудования;

- с отделом материально-технического обеспечения взаимосвязь диспетчерской службы заключается в контроле за бесперебойным снабжением производства металлом, материалами и комплектующи­ми изделиями, а также контроле за поддержанием установленного нормативами уровня запасов на его складах.

Особое место занимают взаимоотношения диспетчерского аппа­рата с аппаратом оперативного управления производством. Обе эти службы находятся в составе единого органа оперативного управления основным производством — в ПДО акционерного общества.

В процессе контроля и анализа хода производства главный диспет­чер ежедневно получает из ВЦ АО необходимую информацию о ре­зультатах работы за прошедшие сутки по соответствующим формам.

Взаимосвязь между этими службами не только носит информаци­онный характер, но и заключается в принятии совместных решений по оперативным вопросам в связи с отклонениями в производстве. Варианты указанных решений вырабатываются на основе автомати­зированной обработки данных оперативного учета, результатов кон­троля и анализа хода производства на АРМ управленческого персо­нала цехов и в ВЦ АО.

Наиболее эффективная работа диспетчерского персонала достига­ется на основе функционирования в АО автоматизированной систе­мы контроля и анализа, экспертных систем в сочетании с интегри­рованной автоматизированной системой управления (ИАСУ), обес­печивающих комплексное решение всех задач управления производ­ством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: