С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие…………………………………………………………………4

Раздел 1. Диктанты и задания………………………………………………5

Ответы………………………………………………………………………18

Раздел 2. Диктанты…………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………59

П Р Е Д И С Л О В И Е

В данном пособии представлены диктанты объемом 250-270 слов, что соответствует объему контрольного кафедрального диктанта.

Авторы обращают внимание на то, что недостаточно просто написать диктант и исправить ошибки, - нужно повторить или выучить правила, которые были нарушены, и научиться эти правила применять. Повышение грамотности при самостоятельной работе зависит от того, насколько точно была классифицирована ошибка и насколько тщательно она была отработана на аналогичных примерах.

В данном пособии предлагаются не только диктанты различной степени сложности, но и задания по наиболее интересным случаям орфографии и пунктуации в разделе 1. Вопросы, заданные после каждого текста в разделе 1, соответствуют типичным ошибкам. Авторы предлагают рассматривать правила русского языка в контексте, на конкретных текстовых примерах. Современная лингвистика уделяет особое внимание такому явлению, как текст, и языковые законы, которые получают выражение в правилах орфографии и пунктуации, иной раз можно понять только проанализировав обширный контекст (например, однородность определений и т.п.)

Четкий анализ сделанных ошибок и такая методика работы над ними, которая позволит с наибольшим эффектом запомнить и впоследствии применить нарушенное правило, - вот главная задача раздела 1. Также, насколько это оказалось возможным, мы попытались осветить проблему вариативной, факультативной и авторской пунктуации.

По степени трудности все диктанты оценены по десятибалльной шкале. В зависимости от уровня грамотности можно выбрать текст, работа с которым будет наиболее эффективной. Но мы бы рекомендовали вначале поработать с текстами и заданиями раздела 1, где задания размещены таким образом, чтобы последовательно были отработаны наиболее часто встречающиеся ошибки и трудные случаи орфографии и пунктуации, а на основе полученных знаний перейти к разделу 2, где тексты размещены просто в хронологическом порядке.

Мы надеемся, что сборник будет полезен и преподавателям, для которых диктант – одно из средств контроля уровня грамотности и степени овладения материалом обучающимися, что он поможет дифференцированно выбрать текст для работы с различными по уровню грамотности студентами и студенческими группами, провести анализ диктанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: