Семинар № 6. Профориентационная работа в деятельности практического психолога

Вопросы: 1. Структурная модель профориентации в школе.

2. 3-охуровневое обследование в профориентационной деятельности.

3. Просветительская функция педагога – психолога в работе по профориентации учащихся.

Выбор профессии – одна из важнейших задач в жизни человека. Правда, значимость этого выбора в полной мере обычно осознается тогда, когда в собственной жизни мало что уже можно изменить. Кому-то эти мысли приносят удовлетворение: «Как хорошо, что я тогда не ошибся, как мне повезло». А кто-то нередко размышляет об этом с сожалением: «Если бы я тогда понимал, что мне нужно…» - и спешит помочь в выборе профессии своим близким. Существует тесная связь профессионального выбора и всего дальнейшего жизненного пути. Взросление напрямую связано с обретением места в обществе, в структуре социальных связей, чаще всего – в работе. От того, как проходит этот процесс, зависит дальнейшая судьба человека.

Кому должна принадлежать ведущая роль в профориентации – ребёнку или окружающим его опытным взрослым? Среди взрослых преобладает, увы, представление о том, что дети сами верный выбор осуществить не в состоянии. Психологам, напротив, давно известно, что человек способен достичь успеха лишь в той деятельности, которой он занимается с интересом, которую он в большей части выбрал сам. Да, на момент окончания школы ценности и приоритеты человека еще далеко не окончательно сформированы и могут много раз поменяться. Кроме того, окончательное утверждение профессионального выбора происходит только в зрелом возрасте. Конечно, ранняя специализация не всегда хороша именно потому, что взгляды юноши на себя и свое место в мире меняются. Тем не менее, удачным, адекватным может быть лишь тот выбор, который человек совершает сам на фоне достаточно полного объёма информации именно в той сфере жизнедеятельности, в который выбор предстоит осуществить на данный момент. И окружающие взрослые должны создать условия для того, чтобы он мог как можно лучше разобраться в себе и в том, что ему нужно. Это – наиболее благоприятный вариант.

Главная задача профориентации – это помощь подрастающему поколению сориентироваться в мире профессий исходя из индивидуальных качеств каждого ребенка, его интересов и способностей.

К сожалению, профориентация в учреждениях системы образования зачастую сводится только к диагностическим мероприятиям, при чём именно в то время (возраст), когда получаемый результат ученик уже практически не может применить (на кануне выпускных экзаменов).

  • элементы профориентации необходимо включать уже на самых первых ступенях школьного обучения;
  • профориентационная деятельность – это системное интегративное направление, предполагающее не только диагностику (групповую и индивидуальную), но и просвещение, консультирование, элементы коррекционно – развивающей деятельности;
  • работа в профориентационном направлении охватывает всех участников учебно - воспитательного процесса: учеников, педагогов, родителей;
  • профориентация предполагает как групповые, так и индивидуальные формы работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гизбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гизбург // Вопросы психологии. – 1988. - №2. – С. 35-43.

2. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, А. Д. Воронова, Т. В. Вохмянина, Н. И. Гуткина, Е. Е. Данилова, В. В. Зацепин, Д. В. Лубовский, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1998. – 528с.

3. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М. Педагогика, 1993.

4. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 400с.

5. Махаева, О. А. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: Перспектива.

6. Чистяков, Н. Н. Профессиональная ориентация молодежи: Учебное пособие / Н. Н. Чистяков, Ю. А. Захаров, Т. Н. Новикова, Л. В. Белюк. - Кемерово.: КГу, 1988.

7. // Школьный психолог

ЗАДАНИЯ:

1. Используя литературу, заполните «Модель профориентационной деятельности в общеобразовательной школе» (опираясь на знания, литературу, теоретические размышления в тексте и предложенные схемы и таблицу«Основные методики в работе по профориентации»).

Как считает Л. М. Митина, известный российский психолог, профессиональное развитие неотделимо от личностного. В основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации.

В нашей стране, как и за рубежом, ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Такой взгляд представляется, по меньшей мере, неполным, односторонним, не учитывающим то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Это первый в жизни большинства людей нормативный, т.е. обязательный, вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить — эту функцию выполняют некоторые варианты продолжения обучения в техникуме или вузе, выбираемые частью выпускников по критерию доступности). Как бы то ни было, в нашем обществе именно этот момент жизни является переломным для социальной позиции. Человеку необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи. Лишь некоторым школьникам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходится раньше сталкиваться с ситуацией столь же значимого экзистенциального выбора; большинство же обычно оказываются не готовы как к самому выбору, так и к принятию ответственности за него.

Л. М. Митина, рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, выделяет в нем три стадии психологической перестройки личности:

Ø самоопределение

Ø самовыражение

Ø самореализация [1, 32].

Профессиональное самоопределение, являясь первым этапом профессионального развития личности, тем самым закладывает фундамент, основу для успешного дальнейшего профессионального становления. Профессиональное самоопределение — это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы, причем самым существенным образом, выбор профессии, сделанный после окончания школы.

На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были 3 фактора: престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас же, по мнению И.Ю. Кулагиной, одним из наиболее важных факторов становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем [3;168].

Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике, новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой – происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые так же претерпевают изменения в современных условиях. Важным является и то, что образ профессии как когнитивное и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский т.д.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.

Профессиональное самоопределение сегодня — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения:

1. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени.

2. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда — с другой.

3. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела (первый исходит из запросов общества, третий — из свойств личности, второй пред­лагает способы согласования того и другого), но являются вместе с тем взаимодополнительными (первый преимущественно социологический, второй — социально-психологический, третий — дифференциально-психологический).

В возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых, разумеется, варьирует.

· Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

· Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

· Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выборпрофессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические рома­ны, стану-ка я историком»), затем — с точки зрения его способно­стей(«У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей(«Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»). Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хо­тя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, общественные (осознание социальной ценности той или иной про­фессии) или личные (система личных ценностей, т. е. чего индивид хочет для себя), как более обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолида­ция которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это раз­вивает его способности; а выявленные способности, повышая успеш­ность деятельности и принося признание окружающих, в свою оче­редь, подкрепляют интерес.

· Четвертый этап — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: опре­деление уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специаль­ности. Вообще говоря, последовательность этих двух выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности («Хочу заниматься медициной»), а потом — уровень ее квалификации (быть ли врачом, фельдшером, медсестрой или са­нитаркой), или наоборот — сначала выбрать уровень, а потом уже специальность («Буду поступать в вуз, но еще не знаю в какой»). Фактически, судя по данным социологов, второй путь решительно преобладает; ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

! То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспорядочных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Соответственно, можно выделить три уровня профессионального самоопределения:

· высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора),

· средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора),

· низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии).

Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Один полюс — затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение — один из главных компонентов взросления и устойчивого образа «я», самоуважения и т. д.

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что "я сам" выбрал профессиональный путь. Но к такому выводу ребёнок может придти только при наличии комплексного психолого–педагогического и родительского сопровождения ребёнка на всём пути его профессионального становления.

Таблица. Основные методики в работе по профориентации

Уровень 1 уровень: экспресс 2 уровень: углубленная диагностика 3 уровень: глубинная диагностика
Что изучаем профнаправленность интересы склонности потребности мотивы Умения Способности Темперамент Психодиагностические характеристики черты характера самооценка и самоотношение как проявления самосознания
Как изучаем (методики) Ø Профнаправленность (склонности и интересы) 6 – 7 класс: 8 – 9 класс: 9 – 10 – 11 класс: Ø Потребности и мотивация Для всех возрастов: Для старшего возраста (с 14 лет): Для всех 5-ти профориентационных схем: Ø Способности– Ø Умения – Ø Темперамент – Ø Психодиагностические характеристики Ø Диагностика специфических способностей Только с подросткового возраста
Что получаем (результат) Отнесённость результатов к одному из пяти профориентационных схем или типов профессии (Ч – Ч, Ч - Т, Ч – Х, Ч – П, Ч – З) Подбор по полученному сочетанию признаков нескольких вариантов профессий из той пофориентационной схемы, которая выделилась как доминирующая на первом уровне исследования Подбор по полученному сочетанию признаков варианты специальности в контексте тех профессий, которые были обозначены на втором уровне исследования

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ГРУППОВОЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: