Организация складов на цементобетонном заводе

На цементобетонном заводе организуют склады песка, щебня (гравия). Запасы материалов на складах должны гарантировать бесперебойную работу завода. Согласно строительным нормам и правилам, нормативные запасы на складах цементобетонных заводов принимают при дальнем расстоянии камнедробильного завода (1000 км) - 30, среднем (500 км) - 20 и близком (50...100 км) - 8 суток. Доставку материалов на склад чаще всего осуществляют железнодорожным, автомобильным и реже водным транспортом.

Склады различают по материалам, вместимости и способу разгрузки. Разгрузку щебня, доставляемого на завод железнодорожным транспортом (автомобилями-самосвалами), осуществляют гравитационным способом (под действием силы тяжести), сталкиванием и черпанием. Эффективна гравитационная разгрузка из саморазгружающихся вагонов, автомобилей-самосвалов, самоходных землевозов. При этом способе разгрузки заполнители выгружают путем наклона кузова или опрокидывания вагона, а также через люки полувагона (бункерного типа). В бункерных вагонах, оборудованных люками, остатки невыгружаемых материалов достигают 15...20 %, поэтому для полной выгрузки требуются дополнительные устройства (малая механизация) или ручная очистка.

Для выгрузки сыпучих материалов из крытых вагонов применяют самоходные разгрузчики на гусеничном ходу, рабочим органом которых является элеватор с подгребающими шнеками. Выгрузку такого материала из дверного проема вагона и штабелирование осуществляют ленточным конвейером.

Распространенными типами складов щебня, гравия, песка являются эстакадно-траншейный, с бункерной эстакадой.

В состав заводов по выпуску цементобетонной смеси входят складские помещения для хранения цемента. Стоимость цемента составляет около 70 % от стоимости составляющих цементобетонную смесь материалов. На каждую партию цемента потребителю должен быть выдан заводской паспорт. Складское хозяйство должно быть организовано так, чтобы каждый сорт и марка цемента с указанием завода-изготовителя хранились в отдельных бункерах или силосах склада. Наиболее экономичным способом хранения цемента принято считать силосы, которые могут быть разной геометрической формы. Предпочтение следует отдавать цилиндрическим стальным силосам.

Промышленность выпускает притрассовые силосные склады в комплекте с пневмотранспортным устройством вместимостью от 200 до 720 т и прирельсовые от 1100 до 4000 т. При небольших объемах работ целесообразно использовать передвижные склады цемента вместимостью 25 т. Техническая характеристика притрассовых складов цемента приведена в табл. 7.5.3.

Таблица 7.5.3

Техническая характеристика складов цемента

Показатели Типовые склады вместимостью, т
       
Производительность склада по выдаче, т/ч 45(20) 45(20) 45(20) 45(20)
Число силосов, шт.        
Вместимость одного силоса, т        
Диаметр силоса, м        
Высота силоса, м        
Установленная мощность оборудования, кВт 42,8(50,8) 52,8(60,8) 42,8(50,8) 52,8(60,8)
Расход сжатого воздуха, м3/мин 9,3(10,5) 9,3(10,5) 9,3(10,5) 9,3(10,5)
Расход тепла на отопление склада при температуре окружающего воздуха -30°С, кДж/ч        

Примечание. В скобках - показатели для варианта выдачи цемента пневматическим винтовым насосом (остальные данные для варианта с пневматическим винтовым подъемником).

Запас цемента на складе определяют по формуле

З = (Q · P · n · K 1)/(T · K 2), (7.5.6)

где Q - годовой объем выпускаемой продукции бетоносмесительным цехом, м3;

Р - усредненный расход цемента на 1 м3 бетонной смеси, кг;

п - нормативный запас хранения цемента на складе, суток;

К 1 - коэффициент возможных потерь цемента (К 1 = 1,04);

Т - количество рабочих дней в году;

К 2- коэффициент заполнения склада (0,85...0,95).

Разгрузку цемента из крытого вагона производят машинами-разгрузчиками всасывающего и всасывающе-нагнетательного действия. Крытые вагоны имеют ряд недостатков и прежде всего большие потери цемента при перевозке, возможность увлажнения, сложная механизация разгрузки.

Более эффективны вагоны-цистерны вместимостью 60 м3 с пневморазгрузкой цемента. Принцип действия основан на свойстве аэрированного цемента вытекать из цистерны подобно жидкости и далее в струе сжатого воздуха перемещаться по трубопроводу непосредственно на склад (рис. 7.5.3).

Рис. 7.5.3. Железнодорожный вагон-цементовоз с пневматической разгрузкой:
1 - аэролоток с пористой перегородкой, 2 - смотровой люк с крышкой; 3 - загрузочный патрубок, 4 - цистерна; 5 - разгрузочный патрубок с дроссельным краном; 6 - продувочная форсунка

При дальности транспортирования цемента до 300 км используются автоцементовозы. Принцип действия автоцементовоза с пневморазгрузкой состоит в разрыхлении цемента сжатым воздухом, проникающим в цистерну (резервуар) через пористую перегородку аэроустройства, перемещение его по аэролотку к разгрузочному патрубку и транспортировании по шлангу и трубопроводу под действием сжатого воздуха на склад. Характеристика цементовозов приведена в табл. 7.5.4.

Таблица 7.5.4

Характеристика автоцементовозов

Показатели С - 927 С - 972 Г-956
Грузоподъемность, т   13,5  
Производительность, т/мин:      
при самопогрузке 0,3...0,5 0,5...1,0  
при разгрузке 0,5...1,0 0,5...1,0 0,5...1
Дальность подачи цемента при разгрузке, м:      
по вертикали 25,0 25,0 25,0
по горизонтали 50,0 50,0 50,0
Максимальное рабочее давление в цистерне, МПа 1,0 1,5  
Полезная емкость цистерны, м3   11.8 21,8
Масса поезда без груза, кг      

К оборудованию внутризаводского транспорта относят пневмовинтовые насосы и подъемники, предназначенные для транспортирования цемента по трубам. Дальность подачи в сумме по горизонтали и вертикали до 200...400 м, высота подачи - 20...36 м.

Пневмовинтовой насос (рис. 7.5.4) устанавливают под силосом или бункером, откуда аэрированный цемент под действием собственной массы поступает в приемную камеру 2. Здесь он захватывается быстровращающимся консольным напорным шнеком 3 и подается через обратный клапан в смесительную камеру 4. В камере 4 имеются сопла 5, через которые от компрессора поступает сжатый воздух, он разрыхляет цемент и транспортирует его к потребителю.

Рис. 7.5.4. Пневматический винтовой насос:
1 - электродвигатель; 2 - приёмная камера; 3 - напорный шнек; 4 - смесительная камера; 5 - сопло для подачи сжатого воздуха

С прекращением подачи цемента клапан закрывается, препятствуя проходу воздуха в бункер или силос.

Одновременно трубопровод продувается сжатым воздухом.

К внутризаводскому транспортному средству относятся также аэрожелоба. Аэротранспортная установка представляет собой трубопровод прямоугольного сечения, составленный из двух коробов - верхнего и нижнего, между которыми помещена воздухопроницаемая микропористая жесткая или мягкая перегородка. В нижний канал, служащий воздухопроводом, нагнетают сжатый воздух, а в верхний, являющийся транспортным лотком, через загрузочный патрубок подают цемент. Насыщенный сжатым воздухом цемент, проходя через пористую перегородку, приобретает текучесть и перемещается по лотку, установленному к горизонтальной плоскости под углом 5...7 град. Необходимое давление воздуха для транспортирования цемента 0,005 МПа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: