Международная торговля товаров и услуг

1. Сущность и этапы развития мировой торговли

2. Динамика и структура мировой торговли товарами

3. Особенности миров торговли услугами

1. Сущность и этапы развития мировой торговли

Мировая торговля – движение товаров и услуг между странами.

Международная торговля является формой связи между производителями:

1. Торговля в условиях натурального хозяйства

2. Торговля в условиях формирования устойчивых товарно-денежных отношений (17 –18 века)

3. Торговля в условиях формирования мирового рынка (19 век)

4. Торговля в условиях кризиса (1-ая половина 20 века)

5. Торговля в условиях ускорения темпов ее развития и глобализации мирового рынка (2 половина 20 века и по настоящее время)

Мировая торговля – сумма стоимости экспорта всех стран.

14.11.13

Особенности современного этапа развития мировой торговли:

1. Более быстрые темпы роста мировой торговли по сравнению с темпами роста мирового валового продукта

2. Изменение структуры товарооборота в сторону роста продукции обрабатывающих отраслей и снижения доли продукции добывающих отраслей

3. Увеличение торговли услугами

4. Увеличение номенклатуры торгуемых товаров и услуг

5. Усиление регулирующей роли государства и международных торгово-экономических организаций в регулировании мировой торговли. Усиливается тенденция торговли знаниями, технологиями, ноу-хау и тд.

Развитие мировой торговли приводит к возникновению мирового рынка товаров и услуг.

Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в МРТ и связанных друг с другом системой международных торгово-экономических отношений.

Отличия мирового рынка от национального:

1. На мировой рынок, как правило, поступают более конкурентоспособные товары (качество, цена, новизна, ассортимент)

2. Большая степень монополизации мирового рынка (основные игроки – ТНК)

3. На мировом рынке действуют мировые цены

4. Международная торговля обслуживается свободно конвертируемой валютой –

СКВ ($, €, ена, фунт стерлинг)

5. Решающее влияние на торгово-экономические отношения могут оказывать не только экономические, но и политические факторы

Мировые цены – это цены крупных экспортно-импортных операций, отражающие состояние международной торговли в конкретных товарах и услугах.

Основа мировых цен – это сведение национальной стоимости товаров к единой интернациональной стоимости.

Зависимость положения страны от колебаний цены мирового рынка отражает понятие условия торговли, определяемое соотношением экспортных и импортных цен

Показатель условия торговли рассчитывается как для страны в целом, так и по отдельным внешнеторговым фирмам. Этот показатель может быть агрегированным, т.е. охватывать суммарные величины по экспорту и импорту, либо отражать подобные соотношения по отдельным товарам. Рост показателя условия торговли означает повышение доходов страны от ее внешнеторговых операций.

Мировая торговля формируется на азе внешней торговли, осуществляемой разными странами.

Под термином внешняя торговля понимается торговля с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта).

Показатели, характеризующие внешнюю торговлю страны:

1. Экспорт – вывоз товаров и услуг

2. Импорт – ввоз товаров и услуг

3. Сумма экспорта и импорта – это внешний торговый оборот

4. Внешнеторговое сальдо – это соотношение (разница) между экспортом и импортом (положительное сальдо Экспорт > Импорт)

o Положительное

o Отрицательное

5. Экспортная квота – это доля экспорта в ВВП страны

6. Импортная квота – доля импорта в ВВП страны

Доля экспорта и доля импорта в внешнеторговом обороте страны показывает степень включенности страны в международную торговлю (в МРТ), экспортная квота показывает степень открытости экономики.

7. Экспортный потенциал – это доля продукции, которая может быть продана данной страной без ущерба для собственной экономики

8. Структура внешней торговли, определяет

o С кем торгует страна – субъектов

o Чем торгует страна – объектов

9. Товарная структура внешней торговли – соотношение товарных групп в общем объеме экспорта и импорта.

При анализе товарной структуры торговли применяют номенклатуру СМТК – стандартная международная товарная классификация, она включает 10 товарных групп от 0 до 9, которые сведены в 3 раздела:

o Продовольствие, сырье и топливо

o Готовые изделия и полуфабрикаты

o Прочие изделия

10. Географическая структура внешней торговли – отражает распределение торговых потоков между отдельными странами

Виды экспорта:

1. Вывоз товаров, изготовленных в данной стране

2. Вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки заграницей под таможенным контролем с последующим возвратом

3. Реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы

4. Временный вывоз заграницу национальных товаров с последующим возвратом (выставки, ярмарки, презентации)

5. Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК

Виды импорта:

1. Ввоз из-за границы товаров для реализации на внутренних рынках

2. Ввоз сырья и полуфабрикатов для обработки в данной стране и последующий вывоз заграницу

3. Реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров

4. Временный ввоз товаров на выставки, ярмарки, презентации

5. Ввоз продукции в рамках ТНК

2.Динамика и структура мировой торговли

Величина мировой торговли - аналитические записки по динамике и структуре (будем делать на паре)

3.Особенности миров торговли услугами

Услуга – это трудовая целесообразная деятельность, результату которой имеют положительный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Особенность услуги, в отличие от товара:

1) Неосязаемость услуги

2) Непрерывная связь производства и потребления

3) Изменчивость качества услуги

4) Услуги не подлежат хранению и накоплению

Способы международной торговли услугами:

1) Трансграничная торговля

2) Потребление заграницей

3) Торговое присутствие в стране предоставления услуги

4) Присутствие физических лиц, предоставляющих услуги

В международной статистике понятие услуг включает: транспорт, связь, торговля, складское хозяйство, туризм, финансовые услуги, страховые услуги, наука, образование, инженерно-консультативные услуги, информационные услуги, юридические услуги, биржевые услуги, операции с недвижимостью, аренда, маркетинговые услуги, услуги по контролю качества, услуги по послепродажному обслуживанию и т.д.

Классификация видов услуг, классифицируемых в мировой торговле:

1. Социально – культурные

2. Производственно-сбытовые

3. Социально-бытовые

4. Финансово-страховые

5. Профессиональные

6. Правительственные

Международные торговые сделки:

1) Купля-продажа товаров

2) Купля-продажа услуг

3) Купля-продажа результатов научно-технической и творческой деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: