Внешнеторговая политика

1. Сущность и основные направления внешнеторговой политики

2. Тарифные методы регулирования международной торговли

3. Нетарифные методы регулирования международной торговли

4. Всемирная торговая организация (ВТО)

1.Сущность и основные направления внешнеторговой политики

Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она стала мощным фактором экономического роста, с одной стороны, а с другой – значительно возросла зависимость стран от международного обмена. Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В этой связи один из основных вопросов состоит в том, как внешнеторговая политика государства влияет на направления внешнеторговых потоков.

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Цели внешнеторговой политики:

· Обеспечение страны необходимыми ресурсами;

· Обеспечение экономического роста;

· Изменение соотношения экспортно-импортных цен;

· Изменение объема и структуры внешней торговли;

· Выравнивание структуры платежного баланса;

· Обеспечение стабильности национальной валюты;

· Изменение способа и степени включения страны в МРТ.

Сложилось два принципиальных подхода к международной торговле и ее регулированию:

1. Либерализм - предполагает свободу торговли, осуществление ее без ограничений (free trade). Политика либерализма способствует:

Ø Развитию МРТ и специализации;

Ø Развитию конкуренции;

Ø Увеличению дохода государства;

Ø Получению потребителями товаров в более широком ассортименте и их количественного роста.

2. Протекционизм - обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства, направлен на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма призвана обеспечить:

Ø Поддержку отечественного производителя;

Ø Обеспечение обороноспособности страны;

Ø Обеспечение экономической безопасности;

Ø Особую политику в отношении отдельных стран;

Ø Защиту молодых производств;

Ø Защиту национального рынка от импортного демпинга;

Ø Содействовать диверсификации производства.

Формы протекционизма:

v Селективный – направлен против отдельных стран или товаров;

v Отраслевой – защита определенных отраслей;

v Скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики;

v Коллективный – проводиться объединениями стран в отношении стран, в них не входящих.

В современных условиях либерализация внешней торговли является ведущей тенденцией, а современный протекционизм рассматривается как часть экономической политики.

2. Тарифные методы регулирования международной торговли

Классификация методов регулирования внешней торговли:

1. Тарифные:

- таможенные пошлины;

- таможенная квота.

2. Нетарифные:

- количественные (квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта или импорта);

- скрытые (гос. закупки, налоги и сборы, технические барьеры, санитарные, экологические и др. барьеры);

- финансовые (субсидирование, кредитование, демпинг).

Таможенный тариф – сбор, взимаемый с таможенной стоимости товара при пересечении им таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.

Таможенный тариф ( в узком смысле) - представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф (в широком смысле) - особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины.

Основными назначениями тарифов являются:

1. Защита отечественного производства и сохранение достигнутой занятости (тариф автоматически делает товар более дорогим);

2. Пополнение доходной части бюджета;

3. Средство для балансирования платежного баланса и валютного курса страны;

4. Защита национальных производителей от демпинга;

5. Защита новых отраслей.

Таким образом, с помощью таможенного тарифа осуществляется тарифная защита национального производителя от международной конкуренции с помощью определения уровня тарифной ставки; использования принципа дифференциации тарифной защиты по отраслям и секторам; ориентации на принцип тарифной эскалации.

Степень тарифной защиты (уровень ставки) различается по отраслям. Существует межотраслевой принцип формирования уровня тарифной защиты. Тарифная защита находится в обратной зависимости от готовности перспективной отрасли участвовать в состязании с иностранным продавцом и в прямой зависимости от уровня добавленной стоимости, заключенной в импортном товаре. Поддержка национального производства происходит выборочным путем. Правительство страны должно определиться, какой круг производства следует ограждать от иностранной конкуренции. Поддержка одновременно всех отраслей законсервирует экономическое отставание страны. Поддержка растущих отраслей, способных в перспективе включиться в процесс модернизации, укрепит внутренний рынок, сформирует группу эффективных национальных производителей.

Основным принципом построения таможенного тарифа является принцип эскалации, согласно которому ставка пошлины растет по мере повышения степени обработки товара. А именно:

- сырье ввозится фактически беспошлинно,

- полуфабрикаты – по более высоким пошлинам,

- готовая продукция облагается наиболее высокими ставками пошлин.

Т.о., структура тарифов часто защищает национальных производителей готовой продукции и не препятствует ввозу сырья и полуфабрикатов.

Таможенная пошлина обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при экспорте или импорте продукции.

Классификация таможенных пошлин:

1. По объекту взимания:

- импортные (наиболее применяемые в современной практике);

- экспортные, действующие главным образом в отношении вывоза стратегически важных товаров, энергоресурсов, сырья, пополнения доходной части бюджета продовольствия страны-экспортера (например, в России федеральный бюджет на 2/5 состоит из подобных пошлин);

- транзитные – применяются при транзите товара.

2. В зависимости от способа взимания:

- адвалорные пошлины – процент от цены товара (80% всех таможенных пошлин являются адвалорными, применяются к дифференцированному, а не стандартному продукту);

- специфические - в форме фиксированной суммы с единицы, объема или веса товара;

- смешанные (комбинированные) – применяют две ставки пошлин - адвалорную и специфическую, а взимается большая из них (например, в России пошлина на сахар равна 40 %, но не менее € 0,12 за кг).

3. В зависимости от страны происхождения:

- максимальные – применяемые при отсутствии РНБ между страной-экспортером и страной-импортером; их ставки чаще всего в два раза выше базовых ставок;

- базовые (минимальные) – пошлины, взимаемые при наличии НБР между двумя странами;

- преференциальные – пошлины, используемые при наличии особых условий во внешнеторговой практике между двумя странами (в рамках интеграционных группировок применяются такие пошлины, ставки которых постепенно снижаются до нуля).

4. В зависимости от характера торгово-политических отношений между странами-контрагентами:

- конвенционные (договорные) – правила их применения определяются двусторонними межгосударственными торговыми договорами;

- автономные – применяются при отсутствии межгосударственного торгового договора между странами.

5. Особые пошлины:

- антидемпинговые – пошлины, действующие в отношении импортируемых по заниженным, или демпинговым, ценам товаров в качестве меры, нейтрализующей эффект демпинга;

- компенсационные – пошлины, которые действуют в отношении ввоза товаров по субсидированным ценам и призваны нейтрализовать эффект занижения их цены;

- запретительные – особо высокие пошлины, которые фактически запрещают ввоз товара (например, в рамках ЕС установлены подобные пошлины на отдельные виды продовольствия, в частности на ввоз сливок ставка доходит до 470 %);

- преференциальные – особо льготные пошлины.

Экономисты выступают за либерализацию внешней торговли, поскольку таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах. Отклонение политики свободной торговли оправданы в следующих случаях:

1. Использование «оптимального тарифа» (в случае если страна способна оказать влияние на мировые цены).

2. Тариф как субоптимальное решение, когда в экономике страны существует внутренние проблемы.

3. При решении чисто внешних торговых проблем введение таможенного тарифа может быть эффективнее любых других экономических мер.

4. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующим с импортом.

Влияние таможенного тарифа на потребителей

Вследствие установления таможенной пошлины потребитель будет вынужден либо тратить на приобретение товара больше денег, либо потреблять его в меньшем количестве. Установление таможенного тарифа приводит к ухудшению потребительских возможностей покупателя. Таким образом, наряду с подорожанием импортного товара, происходит рост цен и на отечественный товар. В результате, введение тарифа и последующего повышения цен приводит к тому, что отечественное производство возрастет, внутреннее потребление снизится, а импорт сократится. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область (a + b + c + d).

Влияние таможенного тарифа на производителей

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш, который представляет собой разницу между выручкой от продажи продукта по сложившейся рыночной цене (произведение объема продаж на величину рыночной цены) и издержками на его производство. Размер этого выигрыша соответствует области a.

Данный выигрыш существенно ниже потерь потребителей. Это объясняется тем, что отечественные производители выигрывают от повышения цены только на свою продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобретаемый продукт (и отечественный и импортный).

Отечественные производители, выпускающие конкурирующие с импортом товары, выигрывают от введения таможенного тарифа, когда его следствием является действительное ограничение импорта.

Тариф как доход государства

Пока тариф ограничивает импорт лишь частично, т. е. не является запретительным, он приносит доход государству. Размер дохода для государственного бюджета равняется произведению ставки тарифа на объем импорта, или область с на рисунке. Важно помнить, что таможенный тариф будет приносить доход государству только в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам.

Таким образом, от введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а в проигрыше – потребители. Это означает, что введение тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

Вместе с тем, совокупный выигрыш производителей и государства, равный (а + с) оказывается меньше, чем проигрыш потребителей (a + b + c + d). Таким образом, введение тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества, соответствующим области (b + d). Возникновение этих потерь связано с тем, что, во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже; во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентных отечественных фирм с боле высоким уровнем издержек.

В целом можно сказать, что оптимальная тарифная ставка предполагает соблюдение условия равенства предельной выгоды от улучшения условий торговли предельной величине потерь от введения тарифа. Характерными чертами оптимального тарифа являются: 1) его уровень относительно невелик. Он не приводит к резкому сокращению количества импортеров, т.е. тех, кто при улучшении условий торговли платит так называемый «налог иностранцев»; 2) ставка оптимального тарифа обратно пропорциональна эластичности импорта. Если импорт не эластичен, то импортеры, невзирая на рост тарифа, станут продолжать привозить свои товары для продажи. Естественно, в таком случае большая страна будет продолжать поднимать тарифную планку. При эластичном импорте повышение тарифа приводит к резкому падению объемов продаж. Поэтому отпадает потребность для продолжения подобной торговой политики.

Фактический уровень защитного тарифа – величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость, на единицу продукции. В ряде случаев фактический уровень защитного тарифа значительно отличается от номинального.

Два основных принципа, лежащих в основе совокупного эффекта протекционизма:

1. Доходы отрасли или ее добавленная стоимость будут подвержены воздействию торговых барьеров, возводимых не только на пути конкурирующей импорту продукции, но и действующих на рынке сырья, полуфабрикатов, комплектующих, используемых в процессе производства этой отрасли.

2. Если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень защитного тарифа превысит номинальный уровень.

Таким образом, для того чтобы уяснить, кого именно защищает таможенный тариф и тарифная система в целом, необходимо рассмотреть хозяйственную систему в контексте анализа «затраты - выпуск». Расчет фактического уровня тарифа позволяет принимать правильные решения в области внешнеторговой политики, делая ее селективной, позволяющей защищать одни отрасли и стимулировать конкуренцию в других. Чистые потери от введения таможенного тарифа объясняются тем, что потребители сокращают потребление продукции, а также снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяет производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек.

Экспортный тариф

Ведение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. В основном экспортный тариф применяют развивающиеся страны, а также страны с переходной экономикой. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа обеспечивается до половины доходов бюджета. Промышленно развитые страны используют их редко.

Последствия введения экспортного тарифа:

1. Потребители выигрывают от снижения цены и расширения потребления (a + b).

2. Государство выигрывает от установления таможенного тарифа (d).

3. Производители терпят убытки (a + b, + d, + c, + e).

4. Чистый проигрыш общества (с + е).

5.Экспортный тариф эффективен, если страна-экспортер обладает монопольной властью как продавец данного товара на монопольном рынке.

Таможенный союз

Одним из основных направления развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли (ЗСТ) или таможенных союзов. При создании ЗСТ, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

Вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременно свертыванием торговли с третьими странами. В целом выигрывает или проигрывает страна от присоединения к таможенному союзу зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.

Предположим, что в Норвегии действует таможенный тариф на импорт телевизоров 15%. Мировая цена = 400$; Норвегия не входит в Евросоюз. После присоединения к ЕС предположим, что в ЕС устанавливается 15% таможенный тариф по отношению к третьим странам. Норвегия откажется от импорта телевизоров из Японии и будет импортировать из стран ЕС. Общий результат: снижение цены до 440$ принесло потребителю выигрыш (a, b, c, d); проигрыш производителя (a); проигрыш государства (c + f). Страна может выиграть, если f < (b + d).

Такой результат закономерен, т. к. вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами и одновременно «свертыванием» торговли с третьими странами.

3. Нетарифные методы регулирования международной торговли

Импортная квота – количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну.

Если размер импортной квоты меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то она приводит не только к уменьшению объема импорта, но и к превышению внутренних цен над мировыми.

Причины использования квот:

1.Жесткая конкуренция на мировом рынке.

2. Большая гибкость в осуществлении экономической политики.

3. Квоты облегчают правительству регулирование.

Способы распределения импортных лицензий:

- аукцион на конкурсной основе;

- система явных предпочтений (государство закрепляет лицензии за определенными фирмами);

- «затратный метод» (самый дорогой способ; государство заставляет конкурировать на неценовой основе).

Различия эффектов введения квот и тарифов:

1. Тариф позволяет государству пополнять государственный бюджет, в отличие от квотирования.

2. Тариф повышает внутренние цены автоматически. Квота приводит к таким же результатам с опозданием. Этот факт учитывается в антиинфляционной политике государства.

3. При использовании импортных квот повышение спроса на импорт ведет к росту цен, при введении тарифа происходит лишь увеличение притока капитала.

4. Импортная квота строго фиксирует импорт, тариф этого не делает.

В настоящее время выделяют порядка 600 видов нетарифных ограничений (НТО), охватывающих как экспорт, так и импорт.

Для определения НТО действует классификация ВТО. В соответствие с ней НТО можно разделить на 5 групп.

1. Участие государства в торговле:

- субсидии в форме прямых и косвенных дотаций экспортоориентированным и импортозамещающим отраслям, включая налоговые льготы, двусторонние программы «связанной» помощи, льготное кредитование, гарантирование экспортных кредитов;

- правительственные закупки – предоставление преференций национальным фирмам, с которыми подписываются контракты, включая дифференциацию цен, скрытие процедуры преференциальных закупок у национальных фирм;

- государственные торговые предприятия, государственная монополия и исключительный франчайзинг, реализующие государственную практику ограничений в торговле, включая соглашения, санкционированные правительством, а также дискриминационные соглашения в сфере международных перевозок; Исключительный франчайзинг – это особый вид лицензирования, когда компания-владелец торговой марки предоставляет другой компании право ставить эту торговую марку на свою продукцию, но при этом получает право контроля за качеством продукции компании-франчайзера;

- правительственная промышленная политика и меры по поддержке депрессивных регионов, включающие государственную практику по содействию отдельным компаниям, отраслям промышленности и отсталым регионам, направленную на их реструктуризацию;

- государственное финансирование НИОКР и других направлений технологической политики, которое отражает стремление правительства оказать помощь частным фирмам, включая защиту прав интеллектуальной собственности (патенты, торговые марки, авторские права), увеличить позитивный эффект от передачи технологий;

- компенсационные пошлины, т.е. специальные пошлины, взимаемые с товаров, производство и/ или экспорт которых осуществляется на основе субсидирования и импорт которых наносит ущерб местным производителям.

2. Таможенные и административные формальности:

- методика определения таможенной стоимости товара и использованием специально разработанных мер.

Таможенная стоимость товара – фактическая стоимость или цена, по которой данный или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в месте и во время, определяемое законодательством страны-импортера.

Таможенная стоимость может быть рассчитана на основе:

1) продажной цены товара, произведенного в стране-импортере;

2) цены товара на внутреннем рынке страны-экспортера;

3) цены товара для экспорта в другие страны, но не государство-импортер;

4) минимальной таможенной стоимости;

5) производных или специально рассчитанных стоимостей.

Таможенная стоимость товара

В США – ФОБ («свободно по борту») В западноевропейских странах – СИФ ((стоимость, страхование, фрахт)
для импортных товаров ТС исчисляется по внутренней цене страны продавца (или ценам мирового рынка, но не внутренним ценам собственной страны). ТС включает в себя: - стоимость товара по ценам страны продавца; - стоимость доставки товара в порт отправки; - стоимость погрузки его на судно. Кроме компонентов, используемых в США, добавляются: - стоимость страхования товара; - оплата фрахта судна.

Россия в определении таможенной стоимости товаров стоит ближе к западноевропейским стандартам.

- таможенная классификация – применение национальных методов классификации (не унифицированных в международной практике) товаров, подлежащих таможенному обложению. При этом чем большее количество тарифных позиций имеется в таможенной классификации, тем больший протекционистский эффект она обеспечивает за счет принципа тарифной эскалации. В большинстве стран – челнов ВТО суммарное число тарифных позиций составляет 5-8 тыс., но в отдельных странах превышает 10 тыс. (например, в Малайзии, Турции, Мексике, Бразилии);

- антидемпинговая практика – введение специальной импортной пошлины, призванной нейтрализовать доказанный демпинг (поставка товаров ниже цены на внутреннем рынке страны-экспортера или даже ниже издержек производства). Применение антидемпинговых пошлин регулируется Г.АТТ-ВТО. Для начала антидемпингового расследования необходимо доказать два факта: 1) недобросовестную ценовую практику, т.е. продажу экспортных товаров по ценам ниже цены на внутреннем рынке страны-производителя; 2) причинение ущерба национальным производителям аналогичной продукции страны-импортера вследствие сбыта зарубежных товаров по демпинговым ценам. По некоторым оценкам, антидемпинговые пошлины сокращают стоимость импорта в среднем на 30-50 %, а физический объем импорта – на 70 %.

3. Национальные промышленные стандарты, санитарно-ветеринарные и фитосанитарные нормы, требования, связанные с нормами здравоохранения, требования к упаковке и маркировке товара.

В целом стандарты, сертификация и прочие технические нормы появились с целью расширения информированности потребителя о качественных характеристиках товаров и услуг. Обычно стандарты самостоятельно разрабатываются фирмами, торговыми ассоциациями, специальными неправительственными органами, в то время как технические правила в отношении безопасности, здоровья, экологии, защиты потребителей утверждаются в законодательном порядке и носят обязательный характер. Сертификационные документы призваны подтвердить соответствие характеристик данного товара действующим стандартам и правилам. Большие различия в национальных стандартах, технических правилах и сертификационных нормах позволяют использовать их в качестве торгового барьера.

Наибольший дискриминационный эффект имеют национальные различия рассматриваемых норм и практика их дифференцированного применения в отношении национальных и зарубежных товаров. Например, в ЕС, по оценкам экспертов, 79 % взаимного оборота стран (за исключением с/х продукции) испытывает действие технических барьеров.

4. Количественные и прочие специфические ограничения экспорта и импорта (квотирование, лицензирование, «добровольные» ограничения экспорта, ограничения, связанные с ввозом кинофильмов, валютные и инвестиционные ограничения):

- импортные (экспортные) квоты – ограничение объема и / или стоимости импорта (экспорта) отдельных товаров на определенный период. Различают глобальны е (не разбиваются по странам-поставщикам), и ндивидуальны е (разбиваются по странам и фирмам-поставщикам и наиболее жестко регулируют ввоз / вывоз товаров), сезонные (вводятся на период сбыта национальной сезонной продукции в целях содействия ее реализации, например, на продовольствие на вторую половину года) и тарифные квоты (лимитируют объем продукции, ввозимой в соответствии с предоставленными зарубежной стране торговыми преференциями, тогда как поставка продукции сверх квоты регулируется обычной торговой политикой);

- лицензирование – система разрешений ввоза/вывоза товаров на основе выдачи специального документа – лицензии, которые могут быть автоматическими (упрощенная форма лицензирования, при которой формальности их получения сведены к минимуму) и неавтоматическими (включают в себя генеральные лицензии (постоянно действующее разрешение на ввоз/вывоз продукции) и индивидуальные л ицензии (выдаются фирме-поставщику с указанием квоты продукции, разрешенной к ввозу /вывозу в течение ограниченного срока);

- «добровольные» ограничения экспорта – ограничения, применяемые страной-экспортером под давлением со стороны импортера. Применяются в основном по отношению к металлопродукции, автомобилей, текстильной продукции;

- валютные и прочие формы финансового контроля – ограничения в отношении платежей в иностранной валюте в целях контроля над международной торговлей и/или движением капитала и требующие лицензирования;

- требования содержания местного компонента, т.е. в производстве конечного товара должна быть использована отечественная продукция и/или материалы, рабочая сила. Эта мера является прямым барьером, т.к. предусматривает непосредственное участие импортеров в процессе производства (или производстве добавленной стоимости);

- дискриминационные двусторонние соглашения, т.е. преференциальные торговые соглашения, создающие избирательный торгово-политический режим для отдельных товаров и государств;

- встречная торговля – особые соглашения, включая бартер, встречные покупки товаров вместо традиционной оплаты денежными ресурсами.

5. Ограничения, связанные с механизмом платежей – пограничные налоги, внутренние налоги и сборы, импортные депозиты:

- внутренние налоги (НДС, налог с продаж, акцизные сборы), взимаемые с импортного товара на рынке страны потребления, что ведет к росту импортной цены независимо от уровня издержек, т.е. дискриминационное внутреннее обложение;

- пограничные косвенные налоги (специальные и дополнительные импортные налоги, таможенные сборы за таможенную очистку товара), взимаемые при прохождении товаром таможенной границы по принципу страны потребления (т.е. взимаются только с импортных товаров);

- требование импортного (предварительного) депозита, когда импортер должен поместить определенную сумму (с учетом стоимости импорта) на специальный беспроцентный счет в банке в качестве залога предстоящего платежа. При завершении сделки внесенная сумма возвращается импортеру. Сумма депозита может достигать 50-70 % от стоимости импорта и призвана уменьшить наличные денежные ресурсы импортера.

С практической точки зрения НТО боле эффективны по сравнению с таможенными пошлинами, так как они относятся к мерам косвенного регулирования и носят непрозрачный характер; их сложнее урегулировать на межгосударственном уровне и могут многократно применяться к одному и тому же товару.

В качестве дополнительных нетарифных методов регулирования международной торговли можно назвать

1) международные картели – монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Наиболее успешной из таких картелей стала ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти, созданная в 1960 г.

2) экономические санкции: торговое эмбарго и коллективные санкции.

- торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам в целях оказания на страну давления для достижения определенных целей.

- экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут носить и коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН. Успех эмбарго более вероятен в том случае, если:

1) страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объемы своего экспорта;

2) у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли;

3) если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

Таким образом, наблюдается тенденция либерализации международной торговли и при большей гибкости протекционистских барьеров. Сосуществование одновременно протекционизма и либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняются модификацией государственного регулирования и стимулирования экспорта.

4. Всемирная торговая организация (ВТО)

В основе внешнеторговой политики (ВТП) лежат режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим. Согласно первой статье Генерального соглашения по тарифам и торговле, принятого в 1947 г.

РНБ – режим, согласно которому одна из двух договаривающихся стран предоставляет третьей стороне определенный объем льгот, привилегий и изъятий во внешней торговле, который безусловно и немедленно распространяется на вторую договаривающуюся сторону.

Национальный режим – режим, согласно которому зарубежным товарам и услугам, юридическим и физическим лицам, ведущим внешнеторговые операции, предоставляется режим не менее благоприятный, чем национальным товарам, услугам, юридическим и физическим лицам. Действует прежде всего в отношении налогообложения импортных товаров и услуг, сбываемых на внутреннем рынке страны.

ВТПреализуется на разных уровнях:

- национальный действует прежде всего в отношении налогообложения импортных товаров и услуг, сбываемых на внутреннем рынке

- двусторонний – подписание межгосударственных торговых договоров и соглашений, в которых закрепляются режимы во внешнеторговой практике обеих сторон;

- региональный – означает членство страны в определенной интеграционной группировке (например, в зоне свободной торговли применяется беспошлинный режим ввоза товаров стран-участниц, а в рамках таможенного союза проводится общая ВТП в отношении третьих стран);

- международный – учет норм и правил ВТО (при условии членства), а также рекомендации общей системы преференций, применяющейся в отношении промышленной продукции, ввозимой из развивающихся стран на рынки развитых стран. Размер преференций составляет, как правило, составляет 50 % от ставки базовой пошлины, хотя объем преференций, списки товаров и круг стран, в отношении которых действуют национальные системы преференций, значительно отличаются. Например, в США преференции действуют для 144 стран мира, в среднем преференциальная пошлина равна 3,7 %, а в отношении товаров, ввозимых из стран Карибского бассейна, применяется нулевая ставка.

ВТП может носить либо протекционистский характер, либо либеральный.

Многостороннее регулирование внешней торговли осуществляется в рамках ГАТТ/ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Действует с 1948г. ВТО является правопреемницей ГАТТ с 1995г.

Цель ВТО: либерализация международной торговли путем сокращения пошлин и устранения нетарифных барьеров, предоставление режима наибольшего благоприятствования на недискриминационной основе.

Принципы деятельности ВТО:

- тарифные меры – это единственно приемлемые средства внешнеторгового регулирования;

- взаимность предоставления торгово-политических уступок;

- взаимное предоставление национального режима иностранным товарам и услугам;

- предоставление режима наибольшего благоприятствования на недискриминационной основе;

- «прозрачность торговой политики»;

- прогрессивное снижение тарифов.

Основные соглашения в рамках ВТО:

- по тарифам и торговле,

- по текстильным изделиям,

- о правилах и процедурах разрешения споров,

- по сельскому хозяйству,

- по техническим барьерам в торговле,

- по инвестиционным мерам в торговле,

- по антидемпинговым мерам,

- по торговле услугами (ГАТС).

Скоординированная либерализация международного обмена товарами и услугами в рамках ВТО в конечном счете выгодна странам, поскольку способствует решению как минимум двух задач:

1.снижению импортных тарифов и как следствие уменьшению относительных цен;

2. обеспечению в долгосрочном периоде адаптации экономики к технологическим инновациям, новым структурам производства и новым условиям конкуренции.


04.12.13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: