· Самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;
· Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;
· Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
· Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
· Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
· Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
· Законность в организации и деятельности МСУ;
· Гласность деятельности МСУ;
· Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности МСУ;
· Государственные гарантии МСУ.
Основные признаки местного самоуправления, отличающие его от государственной власти, наиболее точно указаны Л. Велиховым. К таким признакам он относит:
· различие в характере власти. Местное самоуправление — власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
· разграничение сфер компетенции... Речь идет об ограниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
· самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и ограниченные средства к осуществлению своих задач;
· территориально-ограниченный выборный принцип.
Все эти принципы в тех или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.
Таким образом, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — это такой способ децентрализации власти, при котором: ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению:
ü обладает значительнойавтономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни;
ü избирается местными жителями;
ü несет ответственность перед ними.