Как уже отмечалось ранее, одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является принцип сбалансированности бюджетов (ст. 33). Согласно данному принципу объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. В случае превышения доходов бюджета над его расходами появляется профицит бюджета. Напротив, в случае превышения расходов над доходами возникает дефицит бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Регулирование дефицита местного бюджета, представленное в Бюджетном кодексе РФ, не дает ответа на вопрос: каким образом достигать сбалансированности в условиях, когда получаемых доходов не хватает на покрытие расходов? Чтобы определить подходы к решению данной стратегической задачи, необходимо вспомнить, что местный бюджет предполагает управление как доходами, так и расходами муниципальных образований. Исходя из этого можно обозначить следующие направления работы по достижению сбалансированности местного бюджета:
· наращивание налоговой базы,
· управление местными налогами;
· согласование муниципальной политики с региональными приоритетами;
· оптимизация расходов;
· привлечение населения к решению вопросов местного значения.
Возможности оптимизации расходов муниципальных образований многообразны и зависят от специфики конкретного муниципалитета (его размера, местоположения и т. п.). Остановимся на нескольких направлениях оптимизации расходов, имеющих достаточно широкий потенциал для внедрения.
1. Повышение эффективности работы муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности.
2. Нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг.
3. Установление экономически обоснованных цен и тарифов на муниципальные услуги, расширение спектра платных услуг.
4. Усиление контроля над расходованием бюджетных средств.
5. Привлечение частного бизнеса к оказанию отдельных видов услуг.
6. Конкурсное размещение муниципального заказа.
7. Поддержка, а в отдельных случаях прямое финансирование внедрения ресурсосберегающих технологий в городском хозяйстве.
1 Список основной литературы и нормативных источников
1. Европейская Хартия местного самоуправления // Вестн. МИД СССР, 1990, № 19
2. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 1993.
3. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998г №145-ФЗ. "Бюджетный кодекс Российской Федерации": в ред. от 26.04.2007.
4. Федеральный закон № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003.
5. Федеральный закон №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ».
6. Смолина Е.Г. Муниципальный менеджмент: учебное пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011.
7. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.
8. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова, СПб.: Питер, 2008