Тема: «Психолингвистические механизмы онтогенеза речевой деятельности ребёнка»

Задачи:

1. Уточнить и расширить знания о психолингвистических механизмах онтогенеза речевой деятельности ребёнка.

2. Развивать умения выявлять, анализировать и устанавливать связи между различными факторами в речевом развитии (предметным действием, эмоциональной и познавательной активностью, социальным опытом, потребностью содержательного общения со взрослыми, различными видами деятельности, когнитивным развитием, состоянием психофизиологических механизмов речи).

3. Закрепить сведения о принципах периодизации речевого развития ребёнка и о различных подходах к объяснению психолингвистических механизмов онтогенеза.

Понятийный аппарат: эмоциональная и коммуникативно-познавательная активность, речевая интенция, теория врожденных знаний языка, семантические «универсалии», эвристический принцип усвоения языка ребёнком, соотношение факторов наследственности и окружающей среды в овладении языком, реактивная сущность работы речеязыковых структур; механизмы развития словаря, грамматического строя, звукопроизносительной стороны речи; семантическая категоризация языковых структур, принципы развития ранней детской речи, уровни речевого развития, языковая способность, языковая активность; психофизиологические механизмы речи (акустический, речедвигательный, динамический, оптико-пространственный, регуляторный).

Вопросы для обсуждения

1. Психофизиологические механизмы, обеспечивающие раннее речевое развитие.

2. Периодизация развития эмоциональной и коммуникативно-познавательной активности ребёнка до 2 лет.

3. Становление и динамика форм общения детей со взрослыми, потребности в содержательном общении.

4. Появление новых функций и форм речи в связи с ведущей деятельностью внутри каждого возраста.

5. Роль когнитивного развития в овладении речи и языком.

Экскурс в профессиональное поле.

- Проблемы соотношения факторов наследственности и социальной сферы в развитии речи и языка.

- Принципы периодизации речевого развития детей.

- Проблема взаимодействия процессов общения ребёнка со взрослыми и развития его предметной, игровой и познавательной деятельности.

- Причины несформированности предметно-практических и речевых действий у детей с ОПФР.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Охарактеризуйте психофизиологические механизмы, участвующие в раннем речевом развитии (по А.Р. Лурия).

2. Проследите два пути становления фонемного строя языка (по В.И. Бельтюкову).

3. Как образуется у ребёнка «перцептивная карта» фонем родного языка? Сравните концепцию В.И. Бельтюкова и Т.Н. Ушаковой.

4. В чём заключается механизм обогащения и развития семантических структур языка?

5. Раскройте механизмы развития словаря.

6. Сравните подходы к оценке механизмов речевого онтогенеза А.М. Шахнаровича, М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Е.Н. Винарской, Т.Н. Ушаковой.

7. Каковы ступени осознания языковой действительности ребёнком?

8. Какие когнитивные процессы стоят за способностями замечать, изменять и обобщать структурные вариации языка?

9. В чём сущность теории врождённого знания языка?

10. Кто из учёных считает, что генетические корни языка следует искать в тех формах конкретных действий, в которых осуществляется отражение внешней действительности и формирование субъективного образа объективного мира?

11. Докажите, что онтогенез языковой способности – сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребёнка, поэтапно развивающегося; с другой, – процессов развития предметных (орудийных) действий и познавательной деятельности ребёнка.

12. Приведите примеры семантических «универсалий» ребенка, необходимых ему для овладения языком; проследите их связь с предметным действием.

13. В чём заключается эвристический принцип усвоения языка ребёнком? С чем связаны различия языкового развития детей?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Винарская Е.И. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии, гл. 3. – М.: Просвещение, 1987.

2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности, гл. 3. – М.: Наука, 1973.

3. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Просвещение, 1978.

4. Речь и общение / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1984.

5. 5. Психолингвистика: Учебник для вузов/Под ред. Т.Н.Ушаковой. – М.:ПЕР СЭ, 2006. – 416с.

6. Шахнарович А.М., Негневицкая Е.Н. Язык и дети. М.: Просвещение, 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: