- Проблема опознавания фонем, слов и их сочетаний детьми.
- Роль обстановочной афферентации, аналитических умений, опыта оценочного отношения к новой информации в понимании предложений и текстов.
- Проблема нарушения понимания логико-грамматических конструкций и текстов детьми с ОПФР.
Решение практических задач.
1. Сформировать практическое умение обследовать понимание речевых единиц младшими школьниками с различными проблемами развития.
2. Проследить влияние различных дефектов психофизического развития на особенности понимания речи. Указать конкретные единицы языка, понимание которых страдает у детей с ОПФР.
3. Охарактеризовать уровни понимания смысла воспринятого текста детьми с ОПФР.
4. Провести анализ полученных результатов и сделать выводы. (Указанные умения отрабатываются при индивидуальном обследовании ребенка).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Жинкин И.И. Речь как проводник информации М., 1982.
2. Зимняя И.А. О смысловом восприятии речи. В кн. «Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку» /Под ред. А.А. Леонтьева М., 1972. С. 17-22.
|
|
3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1973.
4. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Слобин, Грин «Психолингвистика». М., 1971.
2. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М.,1988.
3. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая методика обследования детей. – М.: Пед. общ. России, 2002. – 96 с.
Практическое занятие № 3.