Л Е К Ц И Я № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания

Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявле­нием отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «рас-почкования» предмета философии и концепции «предметного самоопределения философии», где речь идет только о научной стороне философского знания. В концепции «распочкования» в связи с исторической предпосылкой сформировался вопрос о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы, а также обнаружилась недостаточность натурфилософских по­строений. Основы философии закладывались в XVIII в. О. Конт утверждал об изменениях предмета философии в связи с появле­нием частных наук, что постоянно сужало ее рамки. Философия не может иметь собственного предмета познания. Это форма ми­ровоззрения и как таковая, имеющая тот же предмет — всеобщее в системе «мир — человек», и в основном тот же круг проблем, что и в других формах мировоззрения. Система «мир — человек» при первичном подразделении распадается на две противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — «мир» и «человек». Каждая из сторон подразделяется на уровни, взаимоотношения между сто­ронами на четыре аспекта: онтологический, познавательный, ак­сиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и целостное бытие чело­века. Предмет философии в основном отличен от предмета част­ных наук, изучающих материальное бытие и человека, своим представлением отношения человека к миру, мира к человеку. Но такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.

Философски всеобщее выражает факт раскола мира на мате­риальное и духовное и их взаимосвязь. Словом, в предмет фило­софии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под приз­мой таких понятий, как Истина, Красота, Добро и Справедли­вость; такие всеобщие в материальной действительности понятия


могут служить человеку элементами для формирования мировоз­зрения.

Предмет философии в объектном смысле стабилен. Он не «распочковывался», т. е. не разбирался на части отдельными нау­ками. Отличие философии от мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения — в глубокой связи с наукой. Отличие от натуралистической формы, также входящей в науку как сферу культуры, — в опоре на понятия и принципы какой-ли­бо частной науки в решении мировоззренческих проблем, в ши­роком базисе, включающем не только весь комплекс частных наук, но и опыт художественного освоения действительности и весь опыт человечества. Философия обобщает эту информацию во всеобщих категориях. Имеется несколько теоретических моделей понимания категории всеобщего. Реализм — общее существует помимо еди­ничных вещей, как их первооснова, свойство. Концептуализм — об­щее существует лишь как свойство абстрагирующего мышления. Репрезентативизм — общее существует как свойство отдельных единичностей представлять сущность класса однородных вещей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: