Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал — безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно пренебрежительное отношение к социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.
Стоицизм, III в. до н. э.—III в. н. э. Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Гераклита об огне-логосе: мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей симпатию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи.
1. Космос — огненный организм.
2. Человек существует по космическим законам.
3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.
4. Пантеизм: человек и все люди едины с космосом, и бог, и государство, и все люди равны.
Эпикуреизм, V—IV вв. до н. э. Представители: Эпикур, Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь космоса и людей. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.
|
|
Скептицизм, V—IV вв. до н. э. Представители: Пиррон, Секст.
1. Мир текуч, без смысла и определенности.
2. Философия — молчание: всякое «да» — одновременно
и «нет».
3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.
Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание — и конец философскому поиску, и указание на необходимость новых усилий.
Неоплатонизм (школы: римская, пергамская, афинская), III— VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как: единое благо — ум — душа — материя. Мировой ум — прообраз всех вещей, мировая душа, производящая все живое, которое образует космос. Материя — восприемница возможных форм и смысла. Задача человека — продумать, прочувствовать свое место в иерархии.
Л Е К Ц И Я № 38. Средневековая философия
Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V—XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами откровения и единобожия, монотеизма и теоцен-тризма, т. е. религией. Большинство ученых — духовенство; очаги культуры, науки и образования — монастыри.