Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения. Введение

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ

Фондовая лекция

Административные правонарушения в области дорожного движения

(специальность 030501.65 – Юриспруденция)

Красноярск 2009


Административное право России: Фондовая лекция по теме «Административные правонарушения в области дорожного движения» для курсантов и слушателей по специальности 030501.65 – юриспруденция. ‑ Красноярск: кафедра административного права и управления в ОВД Сибирского юридического института МВД России, 2009 г.

Подготовил доцент кафедры административного права и управления в ОВД к.филос.н., майор милиции А.Ю. Иванов

Рецензенты:

1. Старший инспектор по особым поручениям отдела ДПС, розыска и административной практики УГИБДД ГУВД по Красноярскому краю майор милиции А.И.Чеканов.

2. Старший преподаватель кафедры АПиУ в ОВД СибЮИ МВД России подполковник милиции Е.В. Шишунова.

Лекция обсуждена и одобрена

на заседании кафедры АПиУ в ОВД

«____» _________ 2009 г. протокол № ____


Содержание

  Введение  
  Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения  
  Особенности отдельных составов административных правонарушений в области дорожного движения  
  Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые в области дорожного движения  
  Заключение  
  Список используемых источников  

Введение

При отсутствии в настоящее время реально действующих экономических рычагов формирования полноценной государственной системы обеспечения БДД федеральными и региональными органами власти России поддерживаются преимущественно административно-правовые способы воздействия на участников дорожного движения. Свидетельством этому может служить беспрецедентное количественное развитие ДПС, контролирующей выполнение многочисленных ограничений и запретов, введенных в качестве «противовеса» неудовлетворительному техническому состоянию ТС и автомобильных дорог, слабой профессиональной подготовке водителей, а также другим недостаткам дорожно-транспортной инфраструктуры, порождающим и провоцирующим ДТП.

Однако по итогам реализации отдельных законодательных инициатив в области дорожного движения в 2008 г. на территории Российской Федерации после многолетней тенденции роста аварийности отмечено снижение всех трёх основных показателей. Зарегистрировано 218322 ДТП, в которых погибли 29936 и получили ранения 270883 человека. По сравнению с предшествующим годом количество ДТП, число погибших и раненых в них людей снизилось на 6,6%, 10,1% и 7,3% соответственно.

В абсолютных значениях количество ДТП уменьшилось на 15487, число погибших на 3372, а число раненых – на 21323 человека.

Снижение основных показателей аварийности отмечено во всех федеральных округах и 67 субъектах Российской Федерации. При этом следует отметить, что количество транспортных средств (далее – ТС) в стране возросло в истекшем году на 6,5%, в т.ч. легковых автомобилей – на 8,9%, грузовых автомобилей – на 3,5%, автобусов – на 1,3%.

За 4 месяца (январь-апрель) 2009 года в Российской Федерации произошло 48 737 (-7,4%) ДТП, в результате которых погибли 6 056 (-13,7%) человек, а 60 999 (-4,7%) человек получили ранения. [1]

Целью настоящей лекции является анализ особенностей административных правонарушений в области дорожного движения, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.


1. Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения

К числу особенностей административных правонарушений в области дорожного движения, можно отнести следующие:

1. Событие административного правонарушения, т.е. наличие противоправного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность гл. 12 КоАП России.

2. Непосредственным объектом посягательства выступают безопасное движение ТС, участников дорожного движения, нормальное функционирование железнодорожных переездов, пешеходных переходов и т. д.

Объектом противоправных деяний предусмотренных гл. 12 КоАП России, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, эксплуатации ТС.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий.

Применительно к отдельным составам правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП России, объектом могут являться общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, участников дорожного движения (см. ст. 12.24, ч. 2 ст. 12.30 КоАП России), установленного порядка управления (см. ст. 12.25, 12.26, 12.27 КоАП России), защиты прав и законных интересов участников дорожного движения (см. ст. 12.35 КоАП России), гражданской ответственности владельцев ТС (см. ст. 12.37 КоАП России).

Объективные признаки выражается в конкретных действиях или бездействии участника дорожного движения (должностного лица) как правила, нарушающих ПДД и иные нормы в сфере дорожного движения.

Общественная вредность административно наказуемых нарушений ПДД, не всегда и не обязательно сопровождается наступлением или возможностью наступления конкретного материального или физического ущерба (например, проезд на запрещенный сигнал светофора см. ст. 12.12 КоАП России, невыполнение законного требования сотрудника ДПС об остановке ТС (см. ч. 2 ст. 12.25 КоАП России).

Для решения вопроса о квалификации противоправного деяния имеют значение следующие признаки объективной стороны: время, место дорожно-транспортного происшествия (дорога, прилегающая территория и т.д.), способ, средства, обстановка, видимость, состояние дорожного покрытия, материальный ущерб и т.д. Принципиальным является и определения момента управления водителем ТС.

Под управлением транспортным средством следует понимать осуществление водителем, находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами управления, в результате которых это транспортное средство начало перемещаться с места стоянки или остановки вне зависимости от расстояния перемещения, то есть управление начинается с момента начала движения транспортного средства.[2]

4. Субъектами административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП России, являются участники дорожного движения, которым относятся:

- водитель, управляющий каким либо ТС, при этом, под ТС следует понимать, любое устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного. Следует отметить, что в ПДД, предусматриваются специальные нормы для водителей механических ТС с рабочим объемом двигателя 50 куб.см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, для управления которыми требуется специальное право, выдаваемое в установленном порядке, за нарушение которых предусматривается соответствующая ответственность в рамках главы 12 КоАП России. Субъектом ответственности по значительной части статей главы 12 КоАП России, является водитель механического транспортного средства (см. прим. Ст. 12.1 КоАП России, п. 1.2 ПДД).

Учитывая изложенное выше, необходимо отличать водителей механических транспортных средств [3], водителей специальных механических транспортных средств (перевозящих опасные грузы, строительная техника и т.д., для которых предъявляются дополнительные требования по их эксплуатации), а так же водителей иных транспортных средств (устройств), к которым относятся лица управляющие мопедами, велосипедами, к ним приравниваются и погонщики, ведущие по дороге вьючих, верховых животных или стадо (последние, так же приравниваются к пешеходам см. п. 1.2, п.п. 24.1 – 24.7 ПДД).

В соответствии с КоАП России, лица управляющие мопедами, велосипедами, погонщики, ведущие по дороге вьючих, верховых животных или стадо (далее – погонщик), относятся к иным участникам дорожного движения, которые могут нести ответственность по специальным статьям КоАП России, например, ч. 2 и 3 ст. 12.29, ст. 12.30 КоАП России.

- пешеход, т.е.лицо, находящееся вне ТС на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску (см. п.п. 1.2, 4.1-4.8 ПДД).

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод, что погонщики, не приравниваются, но на них распространяются дополнительные требования п.п. 24.1 -24.7 ПДД, как и на лиц управляющих велосипедом, мопедом и т.д.

- пассажир, т.е. лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в ТС (садится на него) или выходит из ТС (сходит с него) (см. п.п. 1.2, 5.1, 5.2 ПДД).

- должностное лицо транспортного предприятия или дорожной организации и т. д. (см. ст. 12.31 КоАП России).

В соответствии сост. 2.3 КоАП России,административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Однако по отдельным составам, предусмотренным гл. 12 КоАП России, субъектом ответственности может быть лицо, имеющее специальное право на управление механическим ТС (см. Таблицу 1).


Право на управление транспортными средствами предоставляется:
категория возраст
А  
В, С  
Д  
Е лицам, имеющим право на управление ТС категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев
трамваями и троллейбусами  

Таблица 1. См. ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.[4]

За правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП России, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях.[5]

5. Субъективные признаки. Нарушение ПДД может иметь форму вины умышленную и неосторожною. Однако, если лицо в отношении последствий действовало умышленно, его проступок может квалифицираваться как преступление.

Учитывая изложенное выше, точное определение отдельных признаков, элементов состава правонарушений предусмотренный главой 12 КоАП России, позволяет правоприменителям произвести разграничение от преступлений (например, ст. ст. 167, 264 УК) и иных административных правонарушений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: