Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы

В рыночной экономике доход всегда выступает в виде определенной суммы денег. Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физ. лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Он отражает эконом. результативность хоз. деятельности фирмы.

Доход фирмы состоит из двух частей:

1) из выручки от реализации продукции (товаров или услуг);

2) из внереализационных доходов, являющихся побочными финансовыми поступлениями фирмы. Например: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и др. ценные бумаги; штрафы, полученные от контрагентов; проценты за хранение денежных средств в банке и др. доходы.

Стремление к максимизации своего дохода диктует эконом. логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула повседневного предпринимательства.

П ринято выделять общий, средний и предельный доходы.

Общий (совокупный) доход ( TR ) это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного кол-ва товара. Он определяется умножением цены товара на кол-во проданных его единиц:

Средний доход ( AR ) это выручка от реализации 1 ед. продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на 1 ед. проданной продукции. Он выступает как цена за 1 ед. продукции для покупателя и как доход от 1 ед. продукции для продавца. Средний доход равен частному от деления общего дохода на кол-во реализованной продукции. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию и т. п.

Предельный (доп.) доход( MR ) это добавочный доход к общему доходу фирмы, полученный от про-ва и продажи 1 доп. ед. товара. Он дает возможность судить об эффективности про-ва, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на 1 доп. ед. выпускаемой продукции.

Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой 1 доп. ед. выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема про-ва данной фирмы.

В отечественной хоз. практике используют показатели валового дохода и чистого дохода.

Валовой доход - результат не только производственной, но и всей хоз. деятельности предприятия, так как учитывает конечные результаты его деятельности по мере завершения кругооборота средств и расчетов с потребителями. Он представляет собой выручку от реализации продукции за вычетом материальных затрат (затраты на материалы, сырье) и амортизацию.

Чистый доход это разница между суммой выручки от реализации и всеми издержками предприятия. Основной формой чистого дохода является прибыль.

В аловая прибыль (прибыль текущего периода) определяется как разница между выручкой и совокупными издержками. В последние включаются: зарплата, затраты на материалы, топливо, комплектующие изделия, амортизация, процент по ссудам, налоги, резервы и т.д. В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем, характеризующим результаты деятельности предприятий. Стремление к получению большей прибыли ориентирует товаропроизводителей на расширение объемов про-ва и реализации продукции, снижение затрат.

Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Суть учетной функции прибыли состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что прибыль является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений. Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит: а) источником накопления и развития про-ва, б) источником потребления, материального поощрения работников.

Для предприятия важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Абсолютная величина прибыли выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.

Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в про-ве. Различают рентабельность про-ва и рентабельность конкретного вида продукции.

Рентабельность про-ва отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как отношение прибыли текущего периодаквеличине основных производственных фондов и собственных оборотных средств.

Рентабельность продукции показывает степень выгодности про-ва того или иного вида изделия. Она рассчитывается путем соотношения прибыли текущего периода к текущим затратам на про-во и реализацию продукции в форме полной себестоимости.

Уровень рентабельности может достоверно х-ть эффективность работы предприятия лишь в том случае, если цены на его продукцию соответствуют рыночному механизму ценообразования.

На массу прибыли и величину рентабельности влияют объем про-ва, уровень цен, размер издержек, процент за кредит, методы конкурентной борьбы, уровень техники, технологии, организации труда и про-ва, степень гос. регулирования цен, налогов и нормы амортизации. Поэтому основными путями повышения рентабельности являются удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат на про-во продукции, в том числе и за счет использования результатов научно-технического прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: