Бюджетный дефицит и гос. долг

В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит госбюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит госбюджета. В гос-вах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением. Дефицит, превышающий уровень 20%, является критическим.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Дефицит госбюджета м. б. обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-эконом. программ. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Нац. банка, выпуска гос. бумаг.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в эконом. цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и др. соц. программам.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования гос. расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Нац. банком гос-ва в лице Мин-ва финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

Секвестр. В целях обеспечения стабильности в области бюджетных отношений могут устанавливаться размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестирования расходов, который заключается в том, что осуществляется пропорциональное снижение гос. расходов по всем статьям.

В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения. Однако в 90–е гг. для большинства государств был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета.

Гос. долг – это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стране за определенный период времени, за вычетом имевшихся в это же самое время положительных сальдо. Гос. долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций гос. займов. Внешний долг – это задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Гос. долг м. б. в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий. Наличие большого гос. долга сопровождается расстройством функционирования финансовой системы, возникновением неплатежей, появлением неуверенности в деловой активности среди предпринимателей и отдельных граждан.

Бюджетный дефицит и гос. долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что гос. займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, гос. долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений.

С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы гос. кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение гос. долга и % по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых % по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации гос. собственности. Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в нац. экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.

Обременительность гос. долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности нац. экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: