Совокупный спрос (AD) – это эконом. агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все товары и услуги. В эконом. теории под совокупным спросом понимается запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.
Формы совокупного спроса: натурально-вещественные – потребность в товарах и услугах; стоимостные – все расходы, связанные с приобретением товаров и услуг.
Макроэкономические факторы, влияющее на объем спроса:
1) совокупность спроса дом. хозяйства (потребительский спрос) (С)
2) спрос предприятий на инвестиции (I)
3) спрос на товары и услуги со стороны гос-ва (G)
4) чистый экспорт – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары (Xn)
AD = C+I+G+Xn
В идеале в целях макроэкономического равновесия совокупный спрос по своему объему должен соответствовать ВНП. Большую часть совокупного спроса (50%) составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С (потребление). Инвестиционные расходы - 15-20% ВНП. Гос. закупки товаров и услуг - это расходы правительства на оплату услуг (образование, здравоохранение и др.) и содержание гос. чиновников - 30% нац. дохода страны. Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом.
|
|
Кривая совокупного спроса AD показывает кол-во товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. На оси абсцисс указываются значения реального объема нац. про-ва (Y). На оси ординат фигурирует уровень цен (Р), или дефлятор.
Кривая совокупного спроса
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств M/P, а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Нисходящую траекторию (отрицательный наклон) кривой совокупного спроса также обусловливают:
Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
1) эффект реального богатства (эффект Пигу) – отношение номинального финансового богатства к общему уровню цен или реальная покупательная способность
2) эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – рост уровня цен экономики побуждает брать деньги в долг, соответственно возрастает спрос на деньги, растут процентные ставки, покупатели уменьшают свои расходы, предприятия уменьшают инвестиции, совокупный спрос падает
3) эффект импортных товаров – рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с отечественных товаров на импортные, сокращается экспорт, уменьшается чистый экспорт, падает совокупный спрос
|
|
Указанные эффекты оказывают свое влияние на совокупный спрос через цены, поэтому происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса.
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
1) факторы, влияющие на потребительские расходы: благосостояние, ожидание покупателей, налоги, процентные ставки и др.
2) факторы, влияющие на инвестиции предприятий: ожидание инвесторов, фактор налогов, законодательство, новые технологии,
3) факторы, влияющие на гос. расходы –госзакупки,
4) факторы, влияющие на чистый экспорт: объем ВНП в других странах, величина ВНП в РБ, валютный курс нац. единицы.
Под влиянием всех неценовых факторов кривая AD сдвигается вправо-влево в зависимости от направления действия фактора.
Изменение совокупного спроса