Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса

Совокупный спрос (AD) – это эконом. агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все товары и услуги. В эконом. теории под совокупным спросом понимается запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

Формы совокупного спроса: натурально-вещественные – потребность в товарах и услугах; стоимостные – все расходы, связанные с приобретением товаров и услуг.

Макроэкономические факторы, влияющее на объем спроса:

1) совокупность спроса дом. хозяйства (потребительский спрос) (С)

2) спрос предприятий на инвестиции (I)

3) спрос на товары и услуги со стороны гос-ва (G)

4) чистый экспорт – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары (Xn)

AD = C+I+G+Xn

В идеале в целях макроэкономического равновесия совокупный спрос по своему объему должен соответствовать ВНП. Большую часть совокупного спроса (50%) составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С (потребление). Инвестиционные расходы - 15-20% ВНП. Гос. закупки товаров и услуг - это расходы правительства на оплату услуг (образование, здравоохранение и др.) и содержание гос. чиновников - 30% нац. дохода страны. Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом.

Кривая совокупного спроса AD показывает кол-во товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. На оси абсцисс указываются значения реального объема нац. про-ва (Y). На оси ординат фигурирует уровень цен (Р), или дефлятор.

Кривая совокупного спроса

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств M/P, а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Нисходящую траекторию (отрицательный наклон) кривой совокупного спроса также обусловливают:

Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

1) эффект реального богатства (эффект Пигу) – отношение номинального финансового богатства к общему уровню цен или реальная покупательная способность

2) эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – рост уровня цен экономики побуждает брать деньги в долг, соответственно возрастает спрос на деньги, растут процентные ставки, покупатели уменьшают свои расходы, предприятия уменьшают инвестиции, совокупный спрос падает

3) эффект импортных товаров – рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с отечественных товаров на импортные, сокращается экспорт, уменьшается чистый экспорт, падает совокупный спрос

Указанные эффекты оказывают свое влияние на совокупный спрос через цены, поэтому происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

1) факторы, влияющие на потребительские расходы: благосостояние, ожидание покупателей, налоги, процентные ставки и др.

2) факторы, влияющие на инвестиции предприятий: ожидание инвесторов, фактор налогов, законодательство, новые технологии,

3) факторы, влияющие на гос. расходы –госзакупки,

4) факторы, влияющие на чистый экспорт: объем ВНП в других странах, величина ВНП в РБ, валютный курс нац. единицы.

Под влиянием всех неценовых факторов кривая AD сдвигается вправо-влево в зависимости от направления действия фактора.

Изменение совокупного спроса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: