Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом

Для облегчения анализа таких достаточно сложных категорий, как потребление, сбережения, инвестиции и доход, а также взаимосвязей, которые они образуют, предположим:

1) что существует «закрытая экономика», т. е. только нац. экономика. Все усложняющиеся моменты, связанные с экспортом и импортом, не учитываются;

2) что макроэкономический процесс осуществляется в условиях невмешательства в него государства;

3) что сбережения являются только личными.

Потребление товаров и услуг удовлетворяет человеческие потребности, а неиспользованные деньги не удовлетворяют их. Поэтому потребители будут сберегать только в том случае, если кто-то будет платить им ставку % в качестве вознаграждения за их бережливость. А кто платит за использование сбережений? Это делает не кто иной, как инвестор. Предприниматели являются собственниками предприятий, которые стремятся найти, предъявляют спрос на денежный капитал. Последний им нужен для того, чтобы обновить или расширить свое предприятие, модернизировать парк оборудования. Денежный рынок, на котором владельцы сбережений предлагают деньги, а инвесторы предъявляют спрос на денежный капитал, устанавливает равновесную цену на использование денег.

Сложные отношения в макроэкономике показали, что не все вписывается в рассмотренную концепцию, предложенную и развитую Д.Рикардо, Ж.Б.Сэем, Д.С.Миллем, Ф.Эджуортом, А.Маршаллом и А.Пигу.

Кейнсианцы утверждают, что решения о сбережениях, кроме ставки процента, мотивируются различными причинами:

- необходимостью сделать крупные покупки, стоимость которых превышает размер зарплаты;

- важностью обеспечить уход на пенсию главы семьи, дать образование в колледже или университете детям;

- целесообразностью защитить себя от таких непредвиденных случаев, как продолжительная болезнь или др.;

- некоторые люди сберегают просто автоматически, т. е. сбережения делаются и без всяких особых причин;

- необходимостью сделать платежи по страхованию жизни, пенсии, ренты или др..

Дж.М.Кейнс отказался от идеи А.Смита о бережливости, воздержании от потребления как основы роста про-ва. Он выдвинул на первый план необходимость развития потребностей, формирования максимального спроса для ускорения реализации продукции. Рост нац.о дохода и занятости населения Дж.М.Кейнс связывал с увеличением объема инвестиций в макроэкономику. Он разработал концепцию мультипликатора, в которой раскрыл количественную зависимость между размерами инвестиций, потребления и нац. дохода. «Эта величина, показывает, как очередное увеличение продукции будет разделено между потреблением и инвестициями».

Мультипликационный процесс воспроизводства состоит в том, что инвестиции, расширение про-ва, увеличение занятости ведут к росту нац. дохода, из которого в результате первичного распределения формируется фонд потребления. Затем часть первичных доходов перераспределяется во вторичные, третичные доходы и т. д. Общий объем доходов, полученный в процессе мультипликации, зависит от пропорции распределения нац. дохода на потребляемую и сберегаемую части (источник инвестиций). Чем большая доля нац. дохода потребляется населением, тем больше доходов приносят первоначальные инвестиции, тем полнее мультипликационный процесс.

Последователи Дж.М.Кейнса, как Э.Хансен, Р.Харрод и др., развили его эконом. теорию, введя фактор времени в модели эконом. роста. Их исследования приводят к выводу, что основным путем совершенствования макроэкономики является ускорение темпов роста нац. дохода, необходимое для полной занятости населения и эффективного использования растущего объема капитальных вложений. В качестве существенного элемента в динамические модели ими введен фактор акселерации. По мнению Э.Хансена, это «числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции...»

В исследованиях проблем макроэкономики П.Самуэльсон и Г.Хаберлер развили концепцию сбережений и инвестиций. Ими осуществлен неоклассический синтез, объединивший микро- и макроэкономику. Так, независимые инвестиции оказывают мультипликационное воздействие на увеличение нац. дохода. Возросшие доходы населения повышают спрос на потребительские товары (потребление), стимулируя расширение их про-ва. В свою очередь, это затрагивает процесс увеличения про-ва средств про-ва, который основывается на растущих объемах как индуцированных, так и независимых инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: