Введение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

КУРСОВЫХ РАБОТ

(ГОС-2000)

Для студентов всех форм обучения

специальности 05050165 Профессиональное обучение

(экономика и управление) (030500.18)

специализация: Предпринимательская деятельность

Таганрог

Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ

(ГОС-2000)

Составители: Кривонос Ю.Е канд. филос. наук, доцент,

Майорова Л.Н. канд. эконом. наук, ст. преподаватель

Методические указания одобрены на заседании кафедры экономики и предпринимательства«28»декабря 2010 г. Протокол №

И.о. Заведующей кафедрой О.В.Грищенко

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………..……………………………………………………….……..4

1. Тематика курсовых и выпускных дипломных работ ….………………9

2. Организация выполнения курсовых проектов (работ)………………..17

2.1. Цели и задачи курсового проекта (работы)…………………….17

2.2. Порядок выполнения курсовой работы…………………………19

2.3. Структура и содержание курсового проекта (работы)…………23

2.4. Требования к объему и оформлению курсовой работы…………27

2.5. Критерии оценки и защита курсовой работы……………………34

3. Организация выполнения выпускных дипломных работ …………….36

3.1. Цели и задачи выпускной дипломной работы………………….36

3.2. Организация подготовки выпускной дипломной работы………...37

3.3. Оформление и содержание структурных элементов

пояснительной записки к дипломной работе…………..…….….42

3.4. Требования к оформлению пояснительной записки к ВДР........50

3.5. Рецензирование и защита выпускной дипломной работы........58

Приложения…………………….………………………………….........…60

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 05050165 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» специализация: Предпринимательская деятельность и устанавливают общие требования и правила оформления дипломных работ и курсовых работ для студентов, выполняющих дипломные и курсовые работы на кафедре экономики и предпринимательства ГОУ ВПО «ТГПИ» (в дальнейшем ТГПИ).

В соответствии с действующими учебными планами курсовому проектированию (выполнению курсовых работ) отводится важное место в системе самостоятельной работы студентов по освоению учебного материала основополагающих общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Подготовка курсовых проектов (работ) играет большую роль в развитии навыков самостоятельной работы по избранному направлению, так как позволяет приобщить будущих специалистов к достижениям науки, техники и практики по предмету исследования, воспитывает у них чувство ответственности, прививает навыки исследовательской деятельности. В результате реализации системы курсовых проектов (работ) студенты подготавливаются к решению более сложной задачи – выполнению выпускной квалификационной работы. Наряду с этим курсовое проектирование (выполнение курсовых работ) должно развить навыки использования студентами приобретённых общенаучных знаний; умения производить расчёты с использованием современных методов прикладной математики, составлять технико-экономические обоснования принятых решений, применять новейшие компьютерно-информационные технологии.

Методические рекомендации по курсовому проектированию (выполнению курсовой работы) содержат методики и последовательность выполнения элементов курсового проекта (работы), указания по структуре и содержанию курсового проекта (работы), требования к его объёму и оформлению, описание организации процесса курсового проектирования и советы по подготовке к защите курсового проекта (работы).

Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых проектов (работ) составлены с учётом типовых требований к курсовым проектам (работам) и нацелены на повышение качества их выполнения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования на заключительном этапе подготовки студентов по специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, студент выполняет выпускную (дипломную) работу (далее – ВДР).

Выпускная квалификационная работа – дипломная работа (в дальнейшем ВДР) завершает подготовку специалиста по специальности 05050165 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» квалификация – педагог профессионального обучения и показывает готовность выпускника решать теоретические и практические задачи в сфере профессионально-педагогической деятельности.

Дипломная работа – самостоятельное методическое исследование, связанное с конкретной педагогической или экономико-управленческой проблемой, которая включает в себя информационный поиск по теме исследования, теоретический и экспериментальный разделы, сопоставительный анализ результатов исследования и выводы. Для наглядности работа должна содержать демонстрационную часть в виде раздаточного материала или презентации.

В выпускной дипломной работе перед студентом не стоит задача открыть концептуальные, принципиально новые научные положения в области экономической науки, теории и методики профессионального обучения.

В процессе изложения темы он должен показать способность сознательно использовать, обобщать и критически анализировать современные научные проблемы, уметь научно обрабатывать фактический материал и делать правильные выводы. На основе изученного материала дипломник должен представить собственные аналитические и прогнозные расчеты явления, процесса; диаграммы, графики; предложить авторские схемы; выполнить авторскую разработку; уметь применить теоретические и практические знания в выработке рекомендаций для использования материалов предлагаемого проекта в организации. В этом и заключаются элементы научного творчества и самостоятельности при выполнении дипломной работы.

Целью работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков студентов в решении комплексных задач с элементами исследования, а также определение уровня подготовки выпускников к выполнению функциональных обязанностей. Основными задачами квалификационной дипломной работы являются:

· систематизация и углубление теоретических и практических знаний студента в выбранной области науки;

· овладение современными методами поиска, обработки и использования педагогической, методической и специальной информации:

· анализ и интерпретация получаемых данных, четкая формулировка суждений и выводов:

· изыскание путем (способов, методов) улучшения организации и повышение эффективности работы специалиста по конкретному направлению профессиональной деятельности;

· оценка теоретической и практической ценности выполненного исследования.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста имеет профессиональную направленность, подтверждает способность автора к самостоятельному исследованию на основе приобретенных теоретических знаний, практических навыков и методов научного исследования, включающих в себя совокупность результатов исследования и научных положений, представляемых автором для публичной защиты.

Для подготовки ВДР могут быть привлечены материалы курсовых работ, исследовании в проблемных группах, студенческих научных кружках; докладов на научных конференциях, а также материалы, собранные и экспериментально апробированные во время педпрактик в общеобразовательных учреждениях, квалификационной, технологической практик и т.п.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа позволяет выявить творче­ские возможности студента, его способность к самостоятельному мышлению, перспективность работы в образовательных учреждениях соответствующего профиля. В работе отражается уровень научно-теоретической и специальной подготовки выпускника.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста включает в себя специальные разделы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, с описанием экспериментальной части работы, с подробным изложением методов научного исследования в области избранной профессии. В работе допускаются и поощряются оригинальные, нестандартные идеи, в том числе проекты междисциплинарных исследований, не укладывающиеся в рамки той или иной научной дисциплины.

Цель методических рекомендаций - оказать помощь студентам в выборе темы курсовых и дипломной работы, определении их содержания, ознакомить с требованиями к организации работы над дипломной и курсовой работой. Они позволят сформировать представление обо всех этапах их подготовки, требованиях, предъявляемым к структуре и содержанию работ, а также к оформлению и подготовке к защите курсовых и дипломных работ. Рекомендации могут быть полезны руководителям и рецензентам курсовых и дипломных работ.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам профессионально-педагогических специальностей ВУЗов Российской Федерации, изложенными в следующих законодательно-нормативных документах:

- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» №125 – ФЗ от 12 августа 1996 года;

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 05050165 «Профессиональное обучение (экономика и управление)», утвержденный заместителем министра образования РФ от 27.03.2000, номер государственной регистрации 237 пед /сп.;

- Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. №1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», номер государственной регистрации 4490;

- Письмо Минобразования России от 18 мая 2002 г. №14-55-359ин/15 «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний»;

- Положение «Положение о выпускной квалификационной (дипломной) работе утверждено Решением Ученого совета ТГПИ «24» ноября 2010 года Протокол №19

- Положение «Положение о курсовой работе утверждено Решением Ученого совета ТГПИ «24» ноября 2010 года Протокол №19

- Об итоговой государственной аттестации выпускников института», утвержденное приказом ректора № ___ от ___________;

- Рабочий учебный план по специальности 05050165 «Профессиональное обучение (экономика и управление)».

При разработке методических рекомендаций учитывались рекомендации Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (г. Екатеринбург)


1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫБОРА ТЕМЫКУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

1. Работа выполняется на актуальную тему; может быть выполнена как фундаментальное или прикладное исследование, как научный проект, обобщение передового педагогического опыта. Актуальность темы определяется важнейшими направлениями развития науки и практики на современном этапе.

2. Тема дипломной работы формулируется конкретно, что обеспечивает четкость и целенаправленность работы студента. В работу по выполнению ВДР (в зависимости от ее особенностей) входит изучение монографий, периодической научной и научно-методической литературы, передового опыта по проблеме исследования: самостоятельная исследовательская (опытно-экспе­риментальная) деятельность студента и анализ полученных результатов, выводы и их методическая обработка и апробация. Важным требованием к квалификационной работе является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений.

3. Тематика ВДР должна быть актуальной для предприятия (организации), учреждения, отражать новейшие достижения науки и техники, предусматривать использование прогрессивных методов, способов и средств решения экономических, управленческих, организационных, социальных, экологических, педагогических и других задач.

4. При выборе темы рекомендуется учитывать реальные нужды предприятий (организаций), учреждения, но без ущерба для учебных целей.

5. Тема должна быть принципиально разрешимой, т.е. иметь информационное обеспечение, отвечать интересам студента – выпускника и соответствовать его возможностям с учётом времени, отведённого на выполнение работы. Основные мероприятия, конкретные разработки, решения, выводы, рекомендации и предложения должны определяться возможностью их реализации на предприятии (организации) или в учреждении, по материалам которых выполнялась ВДР. Весьма важно, чтобы решение задач в рамках выбранной темы обеспечило получение определённого социально-экономического эффекта.

6. По числу выпускников, участвующих в разработке одной темы, работы могут быть индивидуальными и комплексными. Тема комплексной ВДР предполагает её разработку несколькими студентами – выпускниками на материалах одного предприятия (организации) или учреждения. Каждый студент разрабатывает отдельные составные части одной комплексной темы. Удельный вес коллективно прорабатываемых вопросов при этом не должен превышать 20% трудоёмкости всего аналитического раздела работы. Решение вопроса о количестве участников групповой разработки темы ВДР производится руководителем темы. Целесообразно, чтобы все студенты, участвовавшие в разработке комплексной темы, защищали свои работы на одном заседании ГЭК. Но работу составляет каждый студент и представляет для защиты.

7. Кафедра ежегодно утверждает примерный перечень типовых тем ВДР, уточняет и конкретизирует их с учетом требований практики, тем, предлагаемых предприятиями и др. Выбор тем и их закрепление за студентами очного и заочного отделений происходит в мае-июне. Ответственность за своевременный выбор темы ВДР полно­стью ложится на студента. Закрепление студентов (очной и заочной форм обучения) за руководителем с определением направления исследования осуществляется не позднее, чем за 1 год до ИГАК. Подача студентом заявления с просьбой разрешить выполнять ВДР по выбранной теме - до 31 мая (ОЗО - до 20 июня).

8. Студент может предложить собственную (инициативную) тему ВДР с учетом индивидуальных практических интересов и интересов учреждения, предприятия или организации. При этом тема ВДР должна быть утверждена руководством кафедры одновременно с конкретизированным перечнем тем, избранных другими студентами.

9. Решение о выборе темы студентом – выпускником завершается изданием распоряжения кафедры и выдачей ему подготовленного руководителем и утвержденного заведующим кафедрой задания на выполнение ВКР (Приложение). После издания приказа перемена темы запрещена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: