Упражнение № 48

Составьте два предложения с каждой антонимической парой: в одном предложении должна быть антитеза, в другом – оксюморон.

Великий – ничтожный; весело – скучно; гуманный – жестокий;
защита – обвинение; добродетель – порок; образованность – невежество;
искренний – лицемерный; искренность – фальшь; материализм – идеализм;
надежда – отчаяние; чувство – разум; цивилизация – варварство;
радоваться – скорбеть; наука – невежество; новатор – консерватор;
скромность – зазнайство; общий – частный; оптимизм – пессимизм;
подлинный – мнимый; прибыль – убыток; оригинальный – банальный;
порядок – хаос; раб – господин; ограниченный– безграничный;
прогресс- реакция; действительный – фантастический.

Упражнение № 49*

Прокомментируйте допущенные в сочинениях ошибки, отредактируйте текст.

I. Нравственные поиски героев произведений русских писателей – характерная черта литературы 19 века, и в особенности она прослеживается в творчестве Л.Н. Толстого. Писатель постоянно исследовал человека, его душу. Для Толстого человек – часть природы. В «Войне и мире» автор показал, какой путь проходит душа в стремлении показать самого себя. Любимые герои Толстого проходят через преодоление в себе «наполеоновских черт», а остальные – через приобщение к ним. Болконский и Пьер проходят этот путь от начала до конца. В начале романа Андрей мечтает о славе, подвигах, его кумир - Наполеон, но одновременно Наполеон является врагом князя Андрея. После разочарования в своём кумире в душе князя совершается переворот: он едет к своей жене, к тихой семейной жизни, ему кажется, что жизнь его кончена. В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. Разговор с Пьером на пароме возвращает князя в мир людей. Душа Пьера и Андрея открыта всем, они не могут жить не размышляя, не решая для себя главных вопросов о смысле жизни. В отличие от Андрея и Безухова, Наташа никогда не задумывалась над смыслом жизни, но он раскрывается в том, как она живёт…Полная противоположность Болконским – князь Василий Курагин, честолюбец, расчётливый и холодный интриган. Со своими детьми он связан всего лишь кровными узами и общностью интересов. Им важно только положение в обществе, в них отсутствуют какие бы то ни было человеческие качества…

II. Творчество Пушкина оставило большой след в моей недолгой жизни. Особенно огромное впечатление произвёл на меня роман "Евгений Онегин": "Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть "Евгений Онегин"". Роман оказался отражением жизни в александровскую эпоху. Пушкин плохо относился к недостаткам строя того времени. Татьяна и Онегин - представители обоих полов русского общества. Но ближе всех героев Пушкину была Татьяна: "Онегин, я скрывать не стану: безумно я люблю Татьяну".

Мы видим, что автор не просто рифмует свои строчки, а переживает вместе с героями. Татьяна не похожа ни на свою маменьку, ни на младшую сестру Ольгу. Таня - простая русская девушка, воспитанная няней-крестьянкой, которая была живым источником близости к народу.

Жизнь Татьяны течёт в полном соответствии с природой: ранняя пташка" просыпается на рассвете, как крестьянская девушка, первым снегом умывает лицо, плечи, грудь. Татьяна восхищалась красотой природы, верила в приметы, любимым временем года у неё была зима: "Татьяна, русская душою, сама не зная почему, любила русскую зиму".

Татьяна чувствовала себя не любимым дитя. Она была мрачна, непривлекательна, всегда углублена в мир тоски и забытости. В своём поместье она была одинока, у неё не было сторонников. Воспитанная на иностранных романах, она мечтает о настоящей любви, о единственном посланнике бога. Поэтому Таня своей искренней душой потянулась к Онегину: он кажется ей представителем книжного мира. В её воображении Онегин был чем-то вроде Байрона или Гарольда.

Онегин стал её идеалом. И Татьяна первая пишет ему письмо, хотя в царской России девушке не позволялось писать первой. И вот письмо написано. Тут бы Онегину принять её предложение. Но нет! Он вежливо делает отказ, говорит, что не может её полюбить, так как развращён светом. Он не разглядел под простым платьем Тани её горячее сердце. Он ухаживает за Ольгой, это приводит Татьяну в полное недоразумение. Она очень любит Онегина и поэтому страдает.

Но жизнь Татьяны на этом не прерывается: она выходит замуж за генерала и становится полновластной женщиной. Судьба снова сводит Онегина и Татьяну. Она уже не уездная барыня, да и Евгений очень изменился. Происходит то, что меньше всего можно было ожидать от Онегина: он безумно влюбляется в Ларину. Татьяну не могла затмить красотой даже Клеопатра Невская.

Когда Онегин приезжает к Татьяне, он застаёт её неубранной и бледной. Она отказывает ему, хотя любила его всю жизнь, так как не хочет принадлежать сразу двум мужчинам. Пушкин подчёркивает отсутствие силы воли всех женщин.

На этом Пушкин кончает рассказ о жизни Татьяны. Он вместе с ней воспевает уверенность в жизни: "Татьяна, милая Татьяна, теперь с тобой я слёзы лью...".

Татьяна Ларина- это идеал женщины. Именно такие женщины трудятся во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства и на великих стройках века.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд., перераб. и доп./ Р.И. Аванесов. – М.: Просвещение, 1984. – 502 с.

2. Алексеев Д.И.. Словарь сокращений русского языка / Д.И. Алексеев, И.Г. Гозман, Г.В.Сахаров – М.: Русский язык, 1984. – 487 с.

3. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка / Л.А. Введенская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 316 с.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей / К.С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1881. – 302 с.

5. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. – Т.1 – 699 с.; Т.2 – 779 с.; Т.3 – 555 с.; Т.4 – 683 с.

6. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Т.Ф. Иванова. – М.: Русский язык: Медиа, 2004. –

912 с.

7. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов / Н.П. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 422 с.

8. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

9. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с.

10. Правила русской орфографии и пунктуации. М.: Учпедгиз, 1956. – 176 с.

11. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. 8-е изд., испр. и доп. / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 368 с.

12. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати / Д.Э. Розенталь. – М.: Книга, 1986. – 304 с.

13. Русский язык. Энциклопедия / под. ред. Ю.Н. Караулова. – М.: Дрофа, 1997. – 703 с.

14. Словарь русского языка: В 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык. – Т.1, 1985. – 702 с.; Т.2, 1983. – 736 с.; Т.3, 1983. – 732 с.; Т.4, 1984. – 792 с.

15. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. – Т.1, 680 с.; Т. 2, 856 с.

16. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М.: Астрель: АСТ, 2002. – 816 с.

17. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 696 с.

18. Фразеологический словарь современного русского литературного языка / под. ред. А.Н. Тихонова. Справочное издание: В 2 т. – М.: Флинта: Наука, 2004. – Т.1 – 832 с.; Т.2 – 832 с.

19. Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ю.Н.Караулова. М.: Дрофа, – 1997. – 703 с.

20. Современный словарь иностранных слов. 3-е изд. стер. – М.: Русский язык., 2000. – 742 с.

21. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. – М.: Просвещение., 1971. – 542 с.

22. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 480 с.


[*] Разумеется, данный список не является исчерпывающим; здесь приводятся лишь те глаголы, в употреблении которых ошибки допускаются наиболее часто.

[†] Упражнения, помеченные звёздочкой, предназначены для самостоятельной работы студентов и представлены в двух вариантах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: