Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии

В нашей стране уже сложились и действуют определенные виды помощи слепоглухим детям и другим детям со сложными сенсорными нарушениями: умственно отсталым глухим и слабослышащим, ум­ственно отсталым слепым и слабовидящим, умственно отсталым детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогатель­ных классах соответствующих типов школ и в некоторых учреждениях Минсоцзащиты. Но было бы преждевременно говорить о наличии си­стемы помощи детям со сложными нарушениями или полагать, что она находится в стадии становления.

Действительное положение дел представляет собой очень неодно­родную картину. Для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки во­обще отсутствуют, например для глухих детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата, для античных детей с сенсорными нару­шениями, для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы и после школы.

Вместе с тем для отдельных категории детей со сложным дефектом образуются новые службы и виды поддержки, которые могут рассматри­ваться как пробная модель, возможная для использования при развитии системы. В наиболее продвинутом положении по организации специаль­ной помощи некоторым категориям детей со сложными нарушениями находятся отдельные учреждения в системе Минсоцзащиты РФ.

В детском доме слепоглухих детей (г. Сергиев Посад Московской обл.) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха дошкольного и школьного возраста. Сюда принимаются дети со сложным сенсорным нарушением, которые не могут посещать детские сады и школы для детей с нарушениями слуха, где обучение ве­дется на основе зрительного восприятия, или для детей с нарушениями зрения, где обучение ведется на основе слухового восприятия. Возраст воспитанников от 3 до 18 лет, учреждение рассчитано на 100 детей.

В нем содержатся: полностью слепые и слепые с остаточным зрением с остротой зрения от светоощущения до 0,04; слабовидящие с остротой зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией стеклами на лучше видящем глазу и с более высокой остротой уровня при дополнительных нарушениях (например, с резким сужением поля зрения) или при небла­гоприятном прогнозе (например, при синдроме Ушера); глухие, а также

слабослышащие дети с потерей слуха, при которой ребенок не может вос­ принимать связную речь на ухо с помощью слуховой аппаратуры.

В последние годы наряду со слепоглухими в детский дом стали при­ нимать детей с множественными нарушениями, где в качестве компо­ нента сложного дефекта могут быть нарушения аппарата, умственная отсталость в легкой степени, про­ явления в поведении. Решение о зачислении слепотлухото ребенка при­ нимается директором детского дома на основе заключения медико-пе­ дагогической комиссии детского дома пли лаборатории содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта Института коррекционной педагогики РАО после обследования ребенка. Все расходы по обучению, воспитанию и содержанию ребенка в учреждении песет государство. В детском доме обучаются дети со всей территории России.

Специальные задачи учреждения состоят в формировании познава­тельной и практической деятельности детей, формировании простран­ ственной ориентировки, словесной речи в различных ее формах (дак тильной; письменной — крупным шрифтом, если позволяет остаточное зрение учащихся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной), вклю­чении слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обуче­ нии доступной профессии.

Наряду со специальными ставятся общие задачи — общеобразова­ тельная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, ум­ственное и физическое развитие. Воспитание и обучение проводятся по учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекци онной педагогики и в детском доме, предусматривающим учебные занятия в классе (свыше 30 ч в неделю) и внеклассные занятия. Исполь­ зуются специальные технические средства: звукоусиливающая аппара­ тура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих.

Детский дом имеет дошкольное и школьное отделения, учебно-тру­ довые группы, группы для детей с множественными нарушениями. Пос­ ле окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в вечерних школах слепых или глухих в специальных классах для слепо-глухих... Серьезной проблемой в новых социально-экономических усло­ виях стало трудоустройство слепоглухих выпускников. В детском доме проводится работа в направлении поисков новых перспективных про­ филей трудового обучения (изготовление мягкой игрушки, керамика, декоративное ткачество и др.).

В детских домах-интернатах Минздрава РФ содержатся в основном дети с глубокими поражениями центральной нервной системы, туда нередко попадают дети со сложным дефектом. Однако систематиче­ ской специализированной психодого-педагогической помощи они там не получают. В настоящее время возникают попытки группового обу­чения слепых и слабовидящих умственно отсталых детей (в Москве).

В системе специальных образовательных учреждений Министерства образования и науки РФ уже много лет действуют вспомогательные классы: в школах для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эти классы принимаются дети с умственной отсталостью по тину олигофрении (в степени дебильности) и с соответствующим профилю школы сопутствующим нарушением. Для этих детей созданы учебные программы (в основном с 1 по 8 класс).

Чаще всего дети со сложным дефектом, принятые в школу, получа­ют надомное обучение (очень ограниченное по времени) или находят­ся в обычных классах специального образовательного учреждения, где требуются индивидуальный подход к ребенку и разработка индивиду­альной программы его обучения.

В новых по типу (инновационных) региональных школах и центрах для детей с отклонениями в развитии, где собираются дети с различ­ной структурой дефекта и обучение проводится достаточно индивидуализировано, могут найти место и дети со сложной структурой де­фекта, что зависит от местных условий.

Некоторую помощь дети со сложными дефектами в настоящее вре­мя могут найти в негосударственных учреждениях. Так, в местных общественных и частных психолого-педагогических, медико-соци­альных и иных центрах, организующих помощь детям-инвалидам, получают педагогическую поддержку дети с выраженными отклоне­ниями в развитии, среди которых встречаются дети со сложным де­фектом.

В последние годы возникли небольшие воспитательные учрежде­ния и группы для детей с тяжелыми формами инвалидности при цер­ковных обминах православной христианской церкви и общинах дру­гих концессий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: