Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе с ребенком раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Можно сделать не только кружочки, но и квадратики, треугольнички. Вторая ступень этой игры: вырезается из одного цвета, например, желтого по контуру конфета, лимон, бантик и т.д. Где-то лучше сделать три цвета (категории). Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету.
Игра "Рукки-Цукки".
Обсудить игру на форуме
Леонид Некин "Тропинка к гениальности"
Эта игра ведется на "игровом поле", которое выглядит примерно так.
J | |||||||||||
Кроме того, имеется колода из 47-ми игральных карт, по числу белых клеточек на поле. Среди этих карт есть один джокер, а все остальные карты просто пронумерованы на лицевой стороне числами от 1 до 46. Каждая клеточка поля по размеру такова, что на ней в аккурат помещается одна карта. В эту игру лучше всего играть вдвоем, но допустимо и большее число участников. В начале игры колода тщательно перемешивается, и каждому из участников раздается по пять карт. Остальная колода ставится на серую клетку поля. Верхняя карта колоды открывается и кладется лицевой стороной вверх на клетку с тем же номером, что и у карты (джокер кладется на клетку "J"). Далее, игроки по очереди делают ходы. Когда ход переходит к игроку, тот имеет право, если у него есть такая возможность, пристроить любое количество своих карт к тем, что уже выложены на поле. Карты можно класть только на клетки со "своим" же номером (лицевой стороной вверх). Джокер разрешается класть на любую клетку. При этом хотя бы в одной из соседних клеток обязательно должна находиться ранее выложенная карта (клетка с колодой — не в счет). Клетки, граничащие по диагонали, тоже считаются соседними. Игрок может выложить свою карту на клетку, уже занятую джокером. В этом случае джокер он забирает себе. Если игрок не может или не хочет выкладывать свои карты на поле, то он берет одну карту из колоды, и ход передается следующему игроку. (Таково требование "классических" правил. Однако, когда в игре участвуют маленькие дети, то лучше всё-таки сделать скидку на их нетерпеливость. Взяв из колоды удачную карту, они тут же стремятся пристроить ее — и дело доходит до слез, если им этого не разрешить. Поэтому имеет смысл играть по «смягченным» правилам: карты разрешается пристраивать и после того, как игрок взял новую карту из колоды.) Выигрывает тот, кому первому удалось избавиться от всех своих карт. В этой игре теоретически возможна патовая ситуация, когда вся колода разобрана, но никто из игроков своих карт выкладывать не хочет. Можно считать такой случай ничейным, а можно ввести дополнительное правило, обязывающее игроков выкладывать свои карты (при наличие такой возможности) после того, как колода закончилась.
|
|
|
|
Ясно, что эту игру легко приспособить под учебные цели. Игровое поле может быть любой формы, содержать произвольное количество клеток, и вместо чисел на них могут быть изображены какие угодно символы или картинки (карты следует модифицировать соответственно). В "рукки-цукки" можно, в принципе, играть теми же карточками, что и для игры "мемори". При этом одна колода раскладывается в начале игры в виде игрового поля, а другая колода выполняет роль игральных карт. С маленькими детьми лучше всего играть "в открытую". При этом можно, не мудрствуя лукаво, всегда выставлять карты на поле при первой же возможности. Очевидно, что играть следует не молча, а активно комментируя все действия. "Рукки-цукки" — игра, гораздо менее "раскрученная", чем "мемори", а между тем у нее есть множество очевидных преимуществ.
Во-первых, она более азартная. До самого последнего момента остается неясным, кто же выиграет. Во-вторых, в процессе игры умственная энергия не расходуется на бессмысленное запоминание случайного расположения карточек. Все внимание игроков сосредоточено на рассматривании символов или картинок — то есть именно на том, что и нужно для учебных целей. (Принято говорить, что "мемори" развивает память. При этом как-то упускается из виду, что память бывает очень разных видов. Игра "мемори" развивает лишь один из многочисленных видов памяти — и, пожалуй, далеко не самый необходимый.) В-третьих, игра "рукки-цукки" позволяет одновременно иметь дело с бoльшим объемом информации, причем определенным образом упорядоченной. В принципе, в эту игру можно играть хоть на таблице Зайцевских складов, хоть на таблице Менделеева