Интеграционные процессы Зап.Европы

ЕС представлял собой консолидированный хоз.комплекс с тесными взаимосвязями с собственным разделение труда, единым рынком, единой валютой и над национальной системой регулирования эк-го и полит-го развития. Интеграц-ые процессы сформир-ые соврем-ый облик ЕС развив-ся в 2-х направлениях: 1-расширение интеграции за счёт присоед-ия новых гос-в членов к евросоюзу. 2-углубление интеграции (переход от простых форм сотруд-ва, к более сложным). Европ-ая эк-ая интеграция началась 18 апр. 1951 г. когда Франция, ФРГ, Италияи страны БениЛюкс подписали Парижское соглашение о создании Европ.оргаизации угля и стали (ЕОУС). Затем эти же страны 25 марта 1957 г. подписали римские договоры, кот. учредили Европейское эк-ое сообщество (ЕЭС) и одновременно Европ. Сообщ-во по атомной энергии. В 1967 г. произошло слияние высших руков. органов ЕОУС и ЕС, в рез-те чего, интегр-ый союз 6 стран стал называться ЕС. Первое колич-ое расширение ЕС было в 1973,когда в его состав вошли Великобрит,Дания, Ирландия. Второе расширение было в 1981 г. в состав вошла Гремания, позже Испания, Португалия, Австрия, Франция, Швеция. В 1990 г. в страны ЕС вошла большая часть стран центр.вост-ой Европы(бывшие страны соц.стран). Последнее расширение 1 янв.2007г Румыния и Болгария. В наст. время в составе ЕС 27 гос. В своём развитии ЕС прошёл несколько этапов: 1 этап (1957 – 1971) – создание таможенного союза. Это предполагало полную либерализацию их взаимной торговли. Сопроводив соответствующие положения договора множеством оговорок, отражавших их опасения и колебания, государства – члены ЕС договорились о постепенной отмене таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, установлении общего таможенного тарифа и передачи полномочий по осуществлению общей торговой политики ЕС самому Сообществу. 2 этап (1972 – 1978) можно охарактеризовать как кризис ЕС (важные причины –введение нефтяного барля) Для этого этапа характерен и структурный кризис. Спрос на продукцию традиционных отравлей упал, что привело к перестройке пром-ти в рамках ЕС. 3 этап (1979 – 1985) – создание европейской валютной системы. Эта система позволила решить 2 задачи: усилить монетарную солидарность стран – членов ЕС; придать большую гибкость механизмов корректировки валютных курсов. В 1985 г. экономика вступила в фазу подъема. 4 этап (1986 -1992) – создание единого внутреннего рынка. В основу формированию внутр. рынка вместо концепции гармонизации была положена идея взаимного признания.

№ 43……….

Общее

Интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже не­сколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь Канады и США, име­ет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриали­зации обеих стран, в середине прошлого века.

17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г.

НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабо­чей силы. Соглашение подразумевало слияние трех националь­ных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспор­те порядка 17%.

Ø Предпосылки

Во-первых, США, Канаду и Мексику объединяет наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций. Более того, у Канады и США также наблюдается общность культурных традиций, религии и языка.

Во-вторых, США и Канада обладают пример­но одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыноч­ной экономики. Что касается Мексики, то здесь интеграция в рамках НАФТА представляется эффективным средством для скорейшего поднятия уровня своего экономического развития.

В-третьих, в качестве одной из предпосылок объединения выступает наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.

В-четвертых, поскольку время подписания соглашения характеризовалось устойчивым экономическим ростом, внутренние, а также внешние факторы развития экономики региона оценивались как благоприятные.

В-пятых,США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.

В-шестых, определенную роль сыграла политическая воля всех трех государств, решивших образовать зону свободной торговли.

В-седьмых, одной из предпосылок объединения выступил так называемый «демонстрационный «эффект», который в свою очередь заключается в том, что под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как пра­вило, и у других государств появляется желание вступить в эту органи­зацию или создать свой блок. Таким образом, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.

В-восьмых, интеграция североамериканских стран во многом произошла по принципу домино. Дело в том, что интеграция ведет к пе­реориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, а остальные страны, оставшиеся за пределами объе­динения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Также произошло и с США. Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, а именно прекращение хо­лодной войны, положило конец существованию двухполюсной си­стемы мира, исчезли такие структуры, как Организация Варшавс­кого Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, ослабли стратегические и экономические позиции России. В этих условиях страны Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона все активнее пытались уйти из-под американского контроля и сосре­доточить средства на укреплении своей экономической мощи. Так, страны Западной Европы приступили к углублению и расширению европейской интеграции, что привело к вводу новых ограничений для третьих стран, а также дальнейшему наращиванию своей мощи и уровня конкурентоспособности. Япония же, используя стремительный рост своей экономичес­кой силы, начала прокладывать курс на создание своего рода азиатского общего рынка. В этих условиях, образование зоны свободной торговли на североамериканском континенте представлялось для США разумным и необходимым шагом.

Ø Цели и задачи НАФТА

Очень важно отметить, что все три государства - члена ассоциации руководствовались различными мо­тивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения.

Однако, несмотря на это, в чисто экономической сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более ши­рокого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприят­ной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.

Согласно ст. 102 Договора, целями создания НАФТА явились следующие положения:

Устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);

Продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;

Увеличение инвестиционныхвозможностей территорий;

Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;

Создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;

Определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.

№.44……

В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона. 1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Находится на этапе общего рынка. Цель ЛАИ — развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка. Задачи ЛАИ: — содействие и регулирование взаимной торговли стран-членов; — поэтапное создание латиноамериканского общего рынка. 2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 г., включает 5 стран-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза. 3. Андский пакт образован в 1969 г. и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Цель — создание общего Андского рынка. Основное направление деятельности Андской группы: — выработка единой экономической политики стран-членов, координация совместных проектов; — гармонизация законодательства и единая интерпретация принятых правовых норм. В 1990 г. принята «Андская стратегия», главными целями которой обозначены: 1) развитие андского экономического пространства; 2) углубление международных связей стран Андской группы; 3) вклад в единство Латинской Америки, 4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 г., объединяет 14 стран: Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находится на этапе общего рынка. Одно из наиболее развитых интеграционных объединений развивающихся стран, имеет свою систему межгосударственных органов: Конференция глав правительств, бюро конференции, Комитет председателей центрального бюро, совет Карибского сообщества, секретариат, Парламентская ассамблея. Цели КАРИКОМ: — экономическая интеграция в форме общего рынка с единым внешним тарифом и применением правил происхождения товара, согласованной фискальной политикой; — координация внешнеэкономической политики; — сотрудничество в технической, социальной и культурной областях. 5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) образован в 1991 г., объединяет4страны: Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Соответствует уровню общего рынка. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого внешнего тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере. 6. Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) создана в 1981 г., входят 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия. Цели ОВКГ: — содействие развитию экономического и политического сотрудничества; — экономическая интеграция; — согласование внешней политики. Соответствует этапу общего рынка со свободным перемещением товаров и капиталов. Предполагается введение свободного движения услуг. Имея конечной целью создание общего рынка, все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки прошли или проходят путь через образование зон свободной торговли, которые в дальнейшем преобразовывались в таможенный союз. Программы развития латиноамериканских экономических группировок включают программы либерализации внешней торговли, механизмы промышленной интеграции (разработка и реализация отраслевых программ промышленного развития, создание интегрированных производств для выпуска определенной продукции), финансовое сотрудничество (учреждение системы многосторонних расчетов, унификация политики центральных банков, взаимное предоставление стабилизационных займов для выравнивания платежных балансов и др.), защиту интересов экономически менее развитых участников группировок (предоставление тарифных уступок, реализация специальных программ сотрудничества и т.п.).

№.45…..

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН ) была основана в 1967г. в составе Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии. Первые четыре страны в ряде публикаций ЮНКТАД, МБРР называются как АСЕАН-4.

В настоящее время ее членами являются также такие страны как Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Союз Мьянма. Таким образом, АСЕАН объединяет почти все государства Юго-Восточной Азии и является наиболее влиятельной региональной организацией. Необходимо отметить, что в настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) уже сложился «азиатский треугольник»: Япония - Китай - НИС (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур) - АСЕАН.

Цель создания АСЕАН - содействие социальному и экономическому развитию стран-участниц, сотрудничество в промышленности, сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских работ. В 1976г. на первом совещании руководителей АСЕАН приняты основные документы ассоциации: Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН. Декларация провозгласила, что страны-участницы должны выступать с общей позицией по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений.

Однако немаловажным импульсом интеграционных процессов в этом регионе в конце 60-х годов явился так называемый китайский фактор - страх перед радикально настроенным коммунистическим Китаем.

Несмотря на то, что в АСЕАН входят разные по уровню развития страны, рост торговли в этом регионе, в том числе и внутри блока является фактором ускорения развития этих стран. Влияние сырьевого фактора на экономическое положение странам-членам Ассоциации удалось уменьшить, развивая обрабатывающие отрасли, диверсифицируя национальные экономики. Торговая либерализация в группировке выразилась в отмене к 2003г. таможенных тарифов. Исключение составили импортные пошлины на некоторые товары.

К 2008г. планируется в Ассоциации создать зону свободной торговли, а также углубить сотрудничество через распространение его на такие сферы как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей, США. Особое значение в этой связи имеет создание Азиатского валютного фонда (АВФ). Эта идея пробивает себе дорогу более 20 лет. Предполагается, что основателями такого фонда могут стать Пекин, Токио, Канберра (АСЕАН+3).

В рамочном соглашении об инвестиционном пространстве АСЕАН, подписанном 6 октября 1998г., предусматривается предоставление иностранным инвесторам к 2020г. тех же прав, которыми наделены граждане соответствующих стран-реципиентов капиталовложений.

Проводя политику привлечения иностранных инвестиций, страны АСЕАН вступили в серьезное соперничество с Китаем, который притягивает огромные объемы мировых инвестиций. Иностранных инвесторов притягивает в Ассоциацию как дешевая рабочая сила, так и наличие разветвленной производственной инфраструктуры. Они усматривают выгоды от углубления сотрудничества в зоне Ассоциации и осуществления новых проектов.

Наиболее активно действуют в зоне АСЕАН японские инвесторы, которые заметно наращивают свой капитал не только в реальном секторе, но и в финансовой сфере.

Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией. На нее приходится 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран-членов СНГ).

За последние два десятилетия АСЕАН зарекомендовала себя как достаточно зрелая организация. Одновременно отмечаются скромные результаты развития интеграционных процессов. Слабо формируется промышленное сотрудничество, создание совместных предприятий. Значительная часть внешней торговли приходится на страны, расположенные вне АСЕАН, такие как США, Япония, Китай, страны Западной Азии, а не на внутреннюю торговлю блока.

В настоящее время в АТР предпринимаются достаточно активные усилия по реальному запуску механизма сотрудничества в рамках ^ Азиатско-Тихоокеанского экономическогосотрудничества (АТЭС ) -межправительственного форума, учрежденного в 1989г. Он объединил 12 стран: 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся стран (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997г. в АТЭС входили уже почти все основные страны АТР: Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998г. одновременно с приемом в АТЭС новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов форума. Заявление на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Таким образом, в этом учреждении представлена 21 страна огромного региона с весомым и растущим экономическим присутствием в АТР. На долю АТЭС приходится около ½ мирового ВВП и мирового экспорта.

АТЭС был придан консультационный статус. Все решения в ней принимаются на основе консенсуса. Постоянный секретариат находится в Сингапуре. Долгосрочной целью АТЭС является формирование в регионе свободной и открытой торговли и инвестиций, а в конечном счете - создание к 2010г. (в развитых странах) и к 2020г. (в развивающихся странах) для свободного перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, то есть единого рынка. Участие России в АТЭС должно содействовать решению социально-экономических, природоохранных, энергетических, транспортных, научно-технических, гуманитарных и других проблем регионов Сибири и Дальнего Востока.

№.46…

Экономическая интеграция в странах Африки представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих в них стран по экономическим вопросам, поддержки национального хозяйства.

В целом региональная интеграция в Африке протекает в сложных условиях противоречивой зависимости от комплекса внутренних и внешних факторов. С одной стороны, налицо объективная необходимость мобилизации ресурсов в целях развития на основе коллективных усилий и использованияконкурентных преимуществ экономик. С другой стороны, пока труднопреодолимыми препятствиями на пути реальной экономической интеграции остаются низкий уровень развития производительных сил, однотипность хозяйственных структур и производимых товаров, что не способствует налаживанию интенсивного трансграничного товарообмена. Острый дефицит финансовых ресурсов существенно осложняет проведение реформирования экономики и осуществления совместных программ.

Поэтому приток внешних ресурсов сохраняет значение определяющего фактора в экономическом развитии африканских стран и их региональных экономических объединений. Иностранные инвестиции (в форме полного владения ими долевого участия в объектах хозяйства, приобретениясобственности или общих местных компаний и фирм, совместного с местным капиталом создания инвестиционных фондов и программ, и др.) стимулируют и обеспечивают выполнение многих национальных и межгосударственных проектов, способствуют развитию местного бизнеса и в целом - формированию национальных и региональных фондовых рынков. Помимо ЮАР в Тропической Африке крупными центрами финансового притяжения становятся Намибия, Гана, Нигерия, Кот-д'Ивуар, Кения, Маврикий.

В свою очередь либерализация торгово-экономических отношений в рамках ВТО и региональных торговых соглашений, гармонизация экономической политики африканскими странами стимулируют устранение тарифных барьеров и нетарифных ограничений, более свободному трансграничномуперемещению товаров и капитала. Влияние этого фактора также велико, тем более что либерализация торговли, таможенных и валютных режимов, а также инвестиционных кодексов способствуют привлечению иностранного капитала.

В африканских условиях точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, т.е. еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен. Поэтому региональная интеграция стран континента пока не внесла существенных корректив в национальные модели развития и не оказывает заметного влияния на характер и темпыэкономического развития стран.

Опыт интеграционных процессов показывает, что одним из основных недостатков являются узость товарной номенклатуры внешней торговли, зависящей от экспорта одного-двух товаров, отсталые формы торговли между странами, и как следствие - низкий потенциал взаимозамещаемости в товарах и услугах. Внутриафриканская торговля, на наш взгляд, способствует становлению и росту региональной системы разделения труда, развитию рынка, особенно в рамках исторически сложившейся региональной структуры хозяйства. В этих целях африканские страны активно используют такие интеграционные механизмы, как ликвидация таможенных пошлин и другие фискальные меры, а также введение льготных тарифов на товары местного производства. В результате происходит определенная переориентация взаимной торговли соседних стран с товаров иностранного (западного) производства на местную продукцию, т.е. происходит эффект «отклонения торговли» (trade diversion), который выражается в переключении спроса и соответственно потребления от производителя за пределами интеграции, имеющего более низкие издержки, к производителю, имеющему более высокие издержки, но находящемуся в рамках интеграции. Это свидетельствует о пользе отмены торговых ограничений, особенно для соседних стран, когда затраты на транспортировку и хранение товаров относительно невелики, а, значит, доля пошлины в стоимости товара может быть незначительно. В то же время торговля в рамках региональных группировок постепенно начинает играть важную роль не только в укреплении их экономического положения, но и в развитии более глубокой экономической интеграции. Действующие в настоящее время на территории субрегиона экономические и валютные союзы сформировались именно на базе торгово-экономических образований.

Сложность и неоднозначность экономической ситуации в странах и регионах Африки в целом оказывает тормозящее влияние на формирование рынков капитала, прежде всего проявляющееся в небольших объемах торгов и численно ограниченном участием национальных и иностранных компаний на фондовых биржах, слабым притоком инвестиций. При этом процессы капитализации на африканских рынках постепенно становятся важным импульсом в их формировании.

Привлечению интереса иностранных инвесторов способствуют проводимые африканскими странами в последние годы меры по реструктуризации и конверсии внешних долгов и совершенствованию по отношению к ним долгосрочной политики в целом. В этой связи еще не полностью используются потенциальные возможности вторичного рынка ссудного капитала, на котором представлены государственные долговые обязательства в форме простых векселей и облигаций. Реализация последних служит одним из средств создания национальных инвестиционных фондов. Среди других источников доходов инвесторов вторичный рынок государственных бумаг представляется более предпочтительным по сравнению с рынком акций местных компаний. В то же время для иностранных инвесторов он может быть менее привлекателен на фоне мировых рынков в силу понижающегося кредитногорейтинга конкретной страны и, кроме того, относительно низкой эффективностью инвестиций, определяемых по отношению цены акции к полученному по ней дивиденду.Развитие фондовых рынков на континенте характеризуется ограниченным присутствием фирм на биржах.

№.47…

Сегодня, когда арабским народам приходится решать схожие проблемы, связанные с необходимостью преодоления экономико-социальной отсталости, культурной неразвитости и при этом противостоять многочисленным внешним вызовам, возрастает потребность в укреплении взаимодействия арабских государств, в поиске таких форм сотрудничества, которые способствовали бы их общему успешному разрешению поставленных нынешним историческим этапом задач.

Специфика арабского региона, создающая объективные основы для возникающих здесь интеграционных процессов, заключается в его единстве по многим важнейшим параметрам.

Арабский мир един территориально: на обширном пространстве, протянувшемся от Арабского (Персидского) залива через районы Юго-Западной Азии и Северной Африки до Атлантического побережья, расположились 19 арабских стран с этнически однородным населением, насчитывающим около 300 млн. человек: 90% жителей этих стран составляют арабы, 10% - представители иных национальных и этнических групп. Арабы, независимо от страны проживания, считаю себя принадлежащими к единой нации.

Арабские народы объединяет общность языка – арабского, а также общность экономических судеб. Мощным объединяющим арабские страны фактором является ислам: 90% их населения (арабы и неарабы) исповедуют ислам, 10% принадлежат к другим конфессиям, главным образом христианским.

Вместе с тем, отмеченные выше факторы, объединяющие арабов, весьма относительны, и в целом арабский мир отличается чрезвычайной пестротой, проявляющейся в различиях природно-географического, этно-демографического, лингвистического и конфессионального порядка, в историко-культурных судьбах, в уровне экономического и социально-политического развития населяющих эти территории народов. При этом отличаются между собой не только арабские страны Азии, или Машрика, и Северной Африки – Магриба, но и внутри каждого из этих районов. Неоднородность арабского мира оказывает значительное влияние на развивающиеся здесь интеграционные проблемы.

Лига арабских государств - общеполитическое объединение, целью деятельности которого является укрепление сотрудничества между арабскими странами. В рамках ЛАГ выделяют 3 группировки: Страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн); Союз арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис) и Совет арабского сотрудничества (Египет, Ирак, Иордания, Йемен)- фактически не функционирует после начал военных действий в Ираке. Также


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: