Лига арабских государств (ЛАГ)

Создана в 1945г. на конференции арабских государств в Каире. Ее Пакт (устав) был подписан 22.03.45г. и вступил в силу 10.05. 45. ЛАГ открыта для присоединения всех независимых арабских гос-в, в настоящее время ее членами являются более 20 арабских гос-в (Египет, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Ливан, Катар, Бахрейн и др.) и 1 неарабское (Сомали).

Согласно Пакту, цели:

§ обеспечение более тесных отношений м/у гос-ми членами;

§ координация их политических действий и организация сотрудничества в эк-ой, фин-ой, торговой, культурной, соц-ой и др;

§ обеспечение их независимости и суверенитета;

§ рассмотрение всех вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы.

Совет – высший орган, Конференция глав гос-в и правительств – для обсуждения наиболее срочных и важных проблем, Генеральный секретариат – обеспечение текущей работы. Также созданы Экономический совет, Совет совместной обороны, ряд постоянных специализированных комитетов (военный, нефтяной, правовой и др.)

Однако ЛАГ является скорее координационным органом – различные комитеты и органы ЛАГ содействуют интеграции, но планы по общеарабскому объединению, провозглашенные этой организацией, не выполняются.

Большее реальное действие имеют субрегиональные организации:

№.48….

Интеграция России в мировую экономику – важнейшая задача, от выполнения которой зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего экономического курса. В настоящее время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.

Основными формами интеграции являются:

1. Зона свободной торговли;

2. Таможенный союз;

3. Платежный союз;

4. Общий рынок;

5. Экономический и валютный союз.

Наиболее ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский Союз. ЕС удалось достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно расширяющаяся, интеграционная группировка. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, то наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС.

В настоящее время Россия является полноправным участником большинства наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества.

ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью создание достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества. Несмотря на это три государства в 2007 году подписали соглашение об организации таможенного союза, что может послужить основой для дальнейшей экономической и политической интеграции государств.

АТЭС также преследует цель укрепления экономических отношений между странами-участницами. Для России сотрудничество с государствами Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений. Несмотря на это, до последнего времени Россия не принимала серьезного участия в работе форума. Однако в 2005 году резидент РФ В.В. Путин объявил, что АТЭС является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная активация деятельности России в данной организации, а на последнем саммите было решено, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.

Содружество Независимых Государств в последнее время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне. Особенно такое разделение усилили ряд бархатных революций, а также энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ, остается важнейшей организацией, поскольку основан не на желании государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны, входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.

Идея вступления России в Европейский Союз в настоящее время не актуальна. Гораздо более важным для обеих сторон является задача построения крепкого экономического сотрудничества. ЕС является одним из главных торговых партнеров России, хотя в последнее время из-за чреды энергетических скандалов между Россией и некоторыми государствами СНГ европейские страны все более задумываются об уменьшении роли РФ в поставках сырья в ЕС.

Шанхайская Организация Сотрудничества также имеет ряд проблем. Прежде всего, это дублирование большинства её функций другими международными организациями, членами которых являются страны-участники ШОС. Однако данная группировка имеет серьезный потенциал, который в первую очередь определяется экономическим потенциалом России и Китая, участвующих в ней. Для его раскрытия ШОС следует принять ряд стабилизационных и прогрессивных мер, которые могут способствовать расширению роли данной организации.

В последние годы все больше растет интерес России к государствам Юго-Восточной Азии, что в первую очередь вызвано тем, что именно там располагаются наиболее перспективные рынки сбыта продукции российского ВПК. В настоящее время уже существует и функционирует комиссия Россия АСЕАН, деятельность которой направлена на сближение России с организацией. Вступление России в АСЕАН в ближайшем будущем вполне возможно и могло бы усилить взаимную экономическую интеграцию стран данного региона.

В целом, Россия уже сейчас является полноценным членом мирового сообщества. В последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом.

№.49….

На современном этапе международная торговля играет важную роль в экономическом развитии стран, регионов и всего мирового рынка. На протяжении более 50 лет темпы ее роста более чем в 1,5 % превышали аналогичный показатель для мирового производства. Это отразилось в увеличении зависимости государств от взаимного товарообмена.

Международная торговля представляет собой совокупный товарооборот между всеми странами мира – ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс.

МТ дает возможность странам-участницам развивать свою специализацию, повышать производительность имеющихся у них ресурсов, приобретать новые технологии и улучшать качество производимой продукции, тем самым обеспечивая экономический рост и благосостояние своим гражданам.

К началу XXI века годов международный обмен приобрел грандиозные масштабы. Так, около 80% совокупного объема МЭО приходится на МТ и данный показатель постоянно увеличивается. Кроме того, через МТ реализуется более 1/3 мирового ВВП. МТ развивается более стремительно, чем мировое производство. Так, в период с 2001 по 2003 мировой ВВП возрос на 2,4%, а объемы МТ увеличились на 4,5%. Таким образом, международная торговля является одной из важнейших форм международных экономических отношений.

МТ - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться в нескольких аспектах в зависимости от целей анализа.

Как минимум 3 основных аспекта рассмотрения МТ:

1. организационно - технический - изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами, т.е. странами;

2. организационно – рыночный – определяет МТ как совокупность мирового спроса и предложения, которые материализуются в 2 встречных потоках товаров – мировом экспорте и мировом импорте. Мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, который потребители готовы приобрести при существующем уровне мировых и внутренних цен, а мировое совокупное предложение понимается как объем производства товаров, который производители готовы предложить на рынке при существующем уровне внутренних и мировых цен (измеряются в стоимостном выражении);

3. социально – экономический – рассматривает МТ как особого типа общественно-экономический отношения, возникающие между государствами по поводу обмена товарами и услугами. Их особенность определяется присущими им признаками:

· они носят всемирный характер – в них вовлечены все страны мира;

· являются интегратором мировой экономики, т.е. объединяют самостоятельные национальные хозяйства в единую мировую систему, делая ее интернациональной. В основе этого лежит МРТ, которое расширяется, вовлекая новые государства, и углубляется все больше (от внутриотраслевого к межотраслевому) благодаря МТ.

Именно торговля определяет, что выгодно производить каждому государству и на каких условиях следует обмениваться произведенными товарами.

· Объективность – торговые отношения существуют за счет объективной необходимости обмена без учета чьего-либо мнения (за искл. эмбарго);

· Они универсальны, т.е. пригодны для любого государства, независимо от его устройства, размера и т.п.;

· Являются систематизирующими, т.е. МТ расставляет все страны в том или ином ном порядке и, следовательно, определяет место каждой из них на мировом рынке и в МЭО. Критериями для этого служит доля внешнеторгового оборота страны в мировом товарообороте. (уРоссии сейчас 18 место).Так, место на мировом рынке определяется уровнем развития страны, а МТ расставляет государства в иерархическом порядке.

№.50…..

Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними – торговым балансом.

Товарная структура мировой торговли изменяется, прежде всего, под воздействием НТР и углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится свыше 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов этой продукции, как машины, оборудование и транспортные средства, химические товары. Доля продовольствия, сырья и минерального топлива составляет при­мерно 1/5.

Во второй половине XX в. наряду с быстрым ростом мировой торговли товарами опережающими темпами расширяется международный обмен услугами. Помимо традиционных видов услуг (транспортных, финансово-кредитных, туристических и др.) все большее место в международном обмене занимают новые виды услуг, развивающиеся под воздействием НТР (информационно-вычислительные, лицензионные, консалтинговые и др.).

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в конце 90-х гг. на них приходится около 75% мирового экспорта товаров.

Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран также ориентирована в основном на рынки развитых стран, а их доля в мировом экспорте составляет около 15%. На страны с переходной экономикой приходится около 10% мирового вывоза товаров, причем доля России снижается (1,3%), а Китая вместе с Гонконгом растет (6,3%). Значение стран-экспортеров нефти в мировой торговле в последние годы сильно уменьшилось. Все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

Значительный интерес представляет изучение теорий, обосновывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене. Так, Давид Рикардо в своей книге «Начала политической экономики и налогообложения» (1817 г.) убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, иначе говоря, не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества.

Теория сравнительных преимуществ основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли.

Международная специализация стран на основе сравнительных преимуществ способствует экономии трудовых ресурсов в этих странах при сохранении в прежнем объеме (или даже увеличении) в них потребления товаров.

Дальнейшее развитие классической теории международной торговли связано с созданием в 20-х гг.XX в. шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином теории соотношения факторов производства. Эта теория исходит из наличия не одного, а двух факторов производства: труда и капитала. Согласно воззрениям Хекшера и Олина каждая страна в разной степени наделена этими факторами производства, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда – заработная плата.

Уровень относительных цен, т.е. соотношение цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет меньше, чем этот же уровень в странах, где имеется дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот, уровень относительных цен на труд и капитал в странах с избыточными трудовыми ресурсами будет меньше, чем в других странах, где этих ресурсов недостает.

Это в свою очередь приводит к различию относительных цен на одни и те же товары, от которого зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда каждая страна стремится специализироваться на производстве товаров, требующих больше тех факторов, которыми она относительно лучше наделена.

Под воздействием международной торговли относительные цены на товары, участвующие в мировом товарообороте, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных странах. Характер такого взаимодействия был раскрыт американским экономистом П. Самуэльсоном, который исходил из основных постулатов теории Хекшера-Олина. В соответствии с теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона механизм выравнивания цен на факторы производства состоит в следующем. При отсутствии внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и процентная ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор – относительно выше.

Участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитным в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены – заработной платы.

В другой же стране, которая относительно лучше наделена трудовыми ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к значительному перемещению трудовых ресурсов в соответствующие экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту заработной платы. Спрос на капитал относительно уменьшается, что обусловливает уменьшение его цены – процентной ставки.

Создатели вышеуказанных теорий разработали фундаментальные понятия мировой экономики, обосновали методологические приемы ее углубленного изучения. Выводы, которые они сделали в своих работах, стали отправными аксиомами для дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.

вопрос 51. Мировой рынок и международное движение товаров. Классификация товарных рынков.Формирование мировых цен.

С ХVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда создавала условия для более масштабного производства товаров. Рынки постепенно расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине ХIХ века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукции которой уже требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось на рубеже ХIХ- ХХ веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и доугих факторов производства.

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:
- он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта продукции за национальные рамки;
- он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;
- он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;
- он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.
Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Внутренний рынок – форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны.
Национальный рынок – внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.
Международный рынок – часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.
Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

С точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.
Торгуемые товары – товары, которые могут передвигаться между различными странами. Цены на них определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны, и за рубежом.
Неторгуемые товары – товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены и не перемещаются между странами. Цены на них определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке.
Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров – экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.
Экспорт – продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.
Импорт – покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.
Торговое сальдо – разность стоимостных объемов импорта и экспорта.
Торговый оборот – сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Мировой рынок представляет собой сферу международного баланса спроса и предложения на товары, экспортируемые и импортируемые странами. Размеры экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, размеры импорта – размерами избыточного спроса на товары. Факт наличия избыточного спроса и избыточного предложения устанавливается в процессе происходящего на международном рынке сравнения внутренних равновесных цен на одинаковые товары в различных странах. Цена, по которой осуществляется международная торговля, находится между минимальной и максимальной внутренними ценами равновесия, существующими в разных странах до начала торговли. С одной стороны, изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемых и импортируемых товаров на мировом рынке, а с другой - изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название “ценообразующих факторов”. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых меха-низмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного “ценового стресса”. Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. «Понятие “мировой товарный рынок” означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.» [1, c.45] И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет: платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег; объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель; полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы: количество товара, предлагаемого продавцом на рынке; издержки производства и обращения при реализации товара на рынке; цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

52. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: