Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля

В данном вопросе прежде всего необходимо, по моему мнению, изложить характеристику предприятия, на основе которого написана курсовая работа.

ОАО АТП «Куменское» находится в п. Кумены и располагается в 60 км южнее областного центра г. Кирова на автотрассе Киров – Казань. Производственная база предприятия находится в 1 км от данной автотрассы.

Форма собственности ОАО АТП «Куменское» частная, которая в соответствии с Законом о приватизации 1992 года была преобразована из коллективной.

Целью ОАО АТП «Куменское» является извлечение прибыли от реализации услуг. ОАО АТП «Куменское» осуществляет автоуслуги и услуги котельной. Предприятие имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

ОАО АТП «Куменское» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации. Учредителем общества является Комитет по управлению имуществом.

Юридический адрес общества: Российская Федерация, 613400, Кировская область, п. Кумены, улица Гагарина, д.30.

Общество имеет в своей собственности обособленное имущество. ОАО АТП «Куменское» имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, расчетный счет в учреждении банка.

Уставный капитал ОАО АТП «Куменское» составляет 84000 рублей, он разделен на акции, номинальная стоимость каждой из которых 1000 рублей.

Куменское автохозяйство было организовано на основании Приказа Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог №207 от 07.07.1964 года и начало свою деятельность с 01.08.1964 года.

На базе предприятия имелась техника в количестве 40 единиц. Это были в основном автомашины ГАЗ-51, ЗИС-585 с деревянными кабинами и «уральцы». Штат автохозяйства составлял 45 человек. Занимались они в основном перевозкой сельскохозяйственных грузов, часть машин находилась на уборке урожая за пределами области.

В 1968г. в АТХ поступили автобусы, которые стали осуществлять перевозки пассажиров по маршруту Киров – Кумены и Кумены – Суна. В феврале 1969г. была изменена подчиненность АТХ: оно стало подчиняться Сельхозавтотрансу до 1980г.

В 1972г. парк увеличился на 25 машин ЗИЛ-555, которые поступили с Ленинского комсомольского субботника. Также поступили большегрузные машины УРАЛ-337. В 1980г. поступили машины марки КАМАЗ, которые занимались перевозкой грузов на дорогах области.

В 1980г. Куменское АТХ переводится в подчинение объединения «Кировсельхозхимия». В это время автопарк АТХ сменился на более грузоподъемную технику, состоящую в основном из машин марки КАМАЗ.

В 1992г. в связи с Законом о приватизации начата работа по акционированию предприятия. В 1993г. по распоряжению Администрации Куменского района №51 от 08.02.93г. предприятие регистрируется в ОАО АТП «Куменское».

ОАО АТП «Куменское» является субъектом малого предпринимательства, т.е. численность работников не превышает 100 человек и сумма выручки незначительна (в пределах 30000 тыс. руб.).

Задачей аудитора для изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля фирмы является:

а) описание понятия системы внутреннего контроля и ее составляющих;

б) формулировка основных требований, предъявляемых к изучению и оценке аудитором системы бухгалтерского учета проверяемой организации в ходе аудита;

в) формулировка основных требований, предъявляемых к изучению и оценке надежности системы внутреннего контроля;

г) описание особенностей изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется в проверяемой организации, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

По результатам проведенной проверки состояния внутреннего контроля и бухгалтерского учёта расчётных операций в ООО «Спецтехстрой» можно сказать что в целом, организация внутреннего контроля расценивается положительно.

План и программа аудиторской проверки

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Аудиторская организация должна сформировать мнение о деятельности внутреннего аудита, необходимое для планирования предстоящей проверки. Содержание общего плана аудита оформляется в виде таблицы. В общем плане Общий план аудита представлен в Приложении 3 аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.

Начиная разработку программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Спецтехстрой», аудиторская организация основывалась на предварительных знаниях о ООО «Спецтехстрой», а также на результатах проведенных аналитических процедур.

В процессе подготовки программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у ООО «Спецтехстрой», и производит оценку риска системы внутреннего контроля.

Основная цель проверки - установить правильность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги. В соответствии с основной целью аудитору необходимо проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.

При проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, при ведении учета на персональных компьютерах эти данные отражаются в ведомостях синтетического и аналитического учета.

Сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, поэтому аналитический учет должен вестись по каждому поставщику и подрядчику.

Основные источники для проверки:

-Договоры на поставку товарно-материальных ценностей;

-Договоры на оказание услуг;

-Журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;

-Журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;

-Счета-фактуры поставщиков ТМЦ.

Исходя из этой цели, вытекает задача аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, которой является проверка достоверности отчетов, подтверждение реальности приведенных в отчете данных, также бухгалтерского баланса и отчета о прибылях, законности хозяйственных операций.

Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами отражения в учете операций в зависимости от условий договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности.

Существует ряд правовых форм поступления на предприятие товарно-материальных ценностей, работ, услуг, среди которых можно выделить основные: договор комиссии. Этот договор обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, и поэтому роль правовой оценки заключаемого хозяйственного договора и особенно анализ договора с точки зрения налогообложения в ходе аудита очень велика.

Следующим этапом при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация(взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку -расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.

При пренебрежении проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, как правило происходит нарушение Методических указаний по инвентаризации расчетов и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки - получение подтверждения от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей; в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением. Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.

Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке.

Разработка программы проведения аудита включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией аудиторам и одновременно -- средством контроля сроков проведения работы для руководителя аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита Программа аудита представлена в Приложении 4, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: