Стихия» и «разум» в герои литературы начала 20-х годов (серафимович, Фурманов)

Масса не равна народу, это та соу.сила, которая была выведена на поверхность революции. Понятие «народ»-шире. В 20е понятие народ дифференцируется: пролетириат(+), крестьянство (+\-), интеллигенция(-). Масса воспринимается положительно. Ее главная хар-ка-динамика и стихийность. В начале 20х стихийность воспринималась положительно, а в конце 20х-как опасность, как то, что б.д.преодолено. Положительная оценка стихийности – в орнаментальной прозе, а отриц.у Серафимовича и Фурманова. Мас.человек-представитель массы. Это полож.хар-ка. Массовый герой или герой массы – лидер массы, который выдвинут ею. Он обладает рядом исключительных качеств, но рожден в массе. Он геройчен, стратег, психолог. В сер.20х проблема героя и массы решается в 2х ракурсах:1) тексты, в которых массе дана полож.хар-ка, но доказывается, что лучшее ее качества не м.б.раскрыты без лидера(Серафимович, Фурманов).2) тексты, в которых доказывается право массового человека на частную жизнь (Донские рассказы, Конармия)

«Железный поток» Серафимович. Это псевдоним. Настоящее имя Александр Серафимович Попов, родился в 1863. Роман написан в 1924. Железный поток сочетае реализм и модернизм(приемы орнаментально эстетики:1.пафос-особая интонация2. совокупный образ массы3. обилие метафор(Жел.поток-метафора)4. авторская тенденциозность5. стертость фабулы.) Действие происходит в июле и августе 1918. Описывается поход Таманской армии для соединения с другими частями Красной армии. Совершают переход через Кавказ. Хребет в районе между Геленджиком и Туапсе. Для Серафимовича военная сторона дела не так важна, это не роман-хроника, это роман-идея. В тексте из стихийной массы рождается военное существо. Масса-как улей, масса-змея, т.е.единое тело, единый организм. История создания: сначала был написан конец-сцена митига. Сам Серафимович в комментариях сформулировал тему текста: Перерождение под влиянием революции крестьянско-беднятской массы. В тексте особый хронотоп-события показаны в убыстренном темпе. Чередуются панорамы: длижний план –дальний план. Персонажи: ветер и масса. Можно увидеть стилизацию под Гоголевского «Тараса Бульбу». Лидером массы является Кожух-особый портрет: весь тяжело сбитый, словно из свинца, с 4хугольными челюстями. У него стальные глаза. Его лидерство обосновывается так: он родом из массы, но участвовал в!МВ, проявил себя как герой, стал младшим офицером, георгиевский крест. Лидерство Кожуха не обсуждается. Он скрывает от массы свои эмоции, не обсуждает свои решения. Умеет манипулировать психологией массы, консолидировать массовыу энергию. Масса психологически накалена, жара, движение с обузами. Негатив нарастает. Стреляют в своего. Красные попадают в белых и наоборот. Кожух убеждает всех, что виноваты белые. Герой идеализирован.

«Чапаев» Дмитрий Фурманов 1923. В основе текста реальные события. Фурманов был лично знаком с Чапаевым. Текст был задуман как документальная повесть, но в политиздательстве ему придали статус романа. В худ.смысле текст неярок, но в нем ценна идея. Идея формирования массы и лидера под влиянием революции. Задачу форм-я лидера выполняет комиссар дивизии Федор Клычков. Он произошел из Орехово-Зуевских ткачей. Влияет на сознание Чапаева. Чапаев появляется только в 5 главе. До этого показано, как Клычков собирает о нем информацию.(легенды и т.д.)Говорят, что Чапаев сын губернаторской дочери. Клычков пытается подавить в Чапаеве стихийность, о нем он говорит: И степных коней обуздывают. При этом утрачивается яркость хар-ра Чапаева. «Революции таких людей ВО как надо». Чапаев описан как типичный для тех лет лидер:1)обоснование лидерства: родом из массы2) принимает решение самостоятельно»Одна голова хорошо, а 2 хуже»Чапаев3) умеет консолидировать энергию массы, создать впечатление, что все знает.4) скрывает от массы все личное(никто не знает, есть ли у него семья). Масса-медведь. Этот текст принадлежит к особому типу. Это роман-воспитание. Цепочка: жизнь-лит-ра-жизнь. Это дедактический текст. Масса хороша, но без лидера она рассыплется. А лидер ничто без идеи. В самом деле, и Фурманов, и Серафимович на первый план ставят массу. Книга Фурманова так и озаглавлена «Чапаев»; в повести о великом отступлении, описанном Серафимовичем, герой-руководитель играет исключительную роль, является подлинным кристаллом наилучше направленных воль своего многострадального и героического коллектива. И все же и там и здесь нет никакого поклонения перед героем, и герой кажется естественным органом масс. Такая масса не может не иметь подобных вождей. В самом деле, если бы это не был Чапаев, это был бы кто-нибудь другой, ибо вокруг Чапаева целый ряд фигур, вроде Еланя и т. д., которые немногим ему уступают. Сходна психология основной массы, отступающего отряда у Серафимовича и Чапаевской дивизии у Фурманова. И тот и другой авторы начинают с собирания сравнительно распыленной массы, еще не скованной в одно целое, и чувствуется, как невыразимые страдания и нечеловеческие подвиги, выпадающие на долю данной части организованной силы революции, в конце концов поднимают какой-то ее остаток после бесчисленных жертв до степени чуть не сверхчеловеческого коллектива, с такой степенью выносливости, с такой привычкой к бешеной отваге, дисциплине, взаимопомощи, что этот новый облик вышедшего из войны революционного коллектива внушает читателю восторг и благоговение, совершенно заглушающее мгновенные вспышки острого сострадания к этим страстотерпцам.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: