Сказ в литературе 20-х годов (зощенко, Бабель)

Ввел в 50е гг Н.Леонов. В 20е стал актуальной лит-ной тенденцией, так как сущкствовало желание дать голос массе, ее представителям. В сказовой манере пишут Веселый, Бабель, Романов, Леонов. Сказ – письменное воспроизведение устной речи(Бахтин). Сказ – двухголосное повествование, которое соотносит автора и рассказчика, стилизирует под устно произносимый, театральный импровизированный монолог человека, предполагающий сочувственное отношение аудитории, непосредственно связанного с демократической средой и ориентированного на эту среду. Сказ делает слово физиологически ощутимым – весь рассказ становится монологом, он адресован каждому читателю – и читатель входит в рассказ, начинает интонировать, жестикулировать, улыбаться, он не читает рассказ, а играет его. Сказ вводит в прозу не героя, а читателя. Здесь – близкая связь с юмором. Юмор живет словом, которое богато жестовой силой, которое апеллирует к физиологии, - навязчивым словом. Таков сказ Зощенко, и поэтому он юморист”, - писал Ю. Тынянов. Есть автор и рассказчик. Автору принадлежит выбор героя и название. Нередко выдает себя за издателя. Сам текст предписан рассказчику. Автор нередко прибегает к игровым приемам – одноименные герои, доп.коллизии и перепетии. Зощенко. Периоды творества: Первый приходится на 20-е годы - период расцвета таланта писателя,оттачивавшего перо обличителя общественных пороков в таких популярных сатирических журналах той поры, как "Бегемот", "Бузотер", "Красный ворон", "Ревизор", "Чудак", "Смехач". В это время происходит становление и кристаллизация зощенковской новеллы и повести. В 30-е годы Зощенко работает преимущественно в области крупных прозаических и драматических жанров, ищет пути к "оптимистической сатире" ("Возвращенная молодость" - 1933, "История одной жизни" - 1934 и "Голубая книга" 1935). Искусство Зощенко-новеллиста также претерпевает в эти годы значительные перемены (цикл детских рассказов и рассказов для детей о Ленине). Заключительный период приходится на военные и послевоенные годы. «Голубая книга»-1935-сборник рассказов. Разделы: Деньги, Коварство, Любовь, Неудачи, Удивительные события. Каждый раздел включает комментарий-отсыл к античной истории, доказывающий всеединство человеческих пороков. В сер.30х-след.период. Вырабатывает идею оптимистической сатиры – пишет, чтобы читатель на себя взглянул и изменился. Дистанция между авторами героями уменьшается и меняется структура текста – появляется мораль. Комизм меняет свой подвох от сарказма до иронии. Опубликованные в 1922 году "Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова" привлекли всеобщее внимание. На фоне новеллистики тех лет резко выделилась фигура героя-сказчика, тертого, бывалого человека Назара Ильича Синебрюхова, прошедшего фронт и немало повидавшего на свете. М. Зощенко ищет и находит своеобразную интонацию, в которой сплавились воедино лирико-ироническое начало и интимно-доверительная нотка, устраняющая всякую преграду между рассказчиком и слушателем. Порой повествование довольно искусно строится по типу известной нелепицы, начинающейся со слов "шел высокий человек низенького роста". Тако- го рода нескладицы создают определенный комический эффект. Правда, пока он не имеет той отчетливой сатирической направленности, какую приобретет позже. В "Рассказах Синебрюхова" возникают такие надолго остававшиеся в памяти читателя специфически зощенковские обороты комической речи, как "будто вдруг атмосферой на меня пахнуло". Точно так же совсем не смешно, когда мужик из рассказа “Именинница” сам едет на телеге, а жену заставляет тащиться по жидкой весенней грязи пешком только потому, что ему жаль лошади (“дорога дюже тяжелая”), имениннице же ничего не сделается (“она у меня, дьявол, двужильная”), и когда герой рассказа “Фома Неверный”, получив от сына из Москвы пять целковых золотом и увидев, что на новых деньгах изображен не царь, как прежде, а крестьянин, уверовал, что теперь “мужику” все дозволено, и спешит “оскорбить действием” кассира в то самое время, когда тот находится “при исполнении служебных обязанностей”…

Бабель «Конармия»(1923-1925). Книга рассказов, похожая на роман. Текст многогеройный, фрагментарный. Целостность текста создает тема Гражданской войны и наличие сквозных образов: повествователь Кирилл Лютов, Никита Балмашев, Афонька Бида. Герои появляются несистемно. Кирилл Лютов-автобиографич.персонаж. Человек невысокого роста, в очках. Он принадлежит к другому соц.слою, чем большинство содат армии Буденного. Он интеллигент-разночинец, приходит в революцию по идейным соображениям. Одна из целей-стать членом массы, хочет быть как все. А они считают его слабым, он доказывает свою жестокость. Рассказ «Мой первый гусь»- раздавливает в руках голову гуся(с подробностями). Показывает, что происходит с человеком под влиянием убийства. Лютову снятся кошмары. Бабель-гуманист, человеческая психика не выдерживает испытания войной, например, рассказ о Балмашеве «Соль» и «измена». Соль: в поезде приютили женщину с грудным ребенком. Балмашев обвиняет ее в обмане, в контрреволюционности. Для нее самое сильное ругательство-жиды. У нее вместо ребенка пуд соли. Он выбрасывает женщину из поездп на ходу, а потом добивает.В тексте использована фразеологическая точка зреия – речь героя позволяет выявить т.з.автора. Несколько стилевых пластов:просторечно-вульгарный, канцелярский, ультасовременный, политическая Лесика(контрреволюционерка). Эти пласты не сочетаются. Только для речи героев. Текст симптоматичен. Четкое сознание боли. Единственное желание – мирная жизнь. Псих.состояние Балмашева –напряжение, внутренняя деструкция. Тексты завершены тем, что «я» заменяется на «мы». Рассказ «Измена»-особый вариант сказа, письменная запись речи героя. Он пишет донесение, следователю, но сохраняет элементы устной речи. Балмашев находится в госпитале, ранен в руку. Все больные в госпитале подозрительны-не позволяют бинтовать себя, не едят, спят по очереди. Мед.сестры хотят их извести и просят следователя разобраться. Герой не выдерживает событий войны, он в состоянии душевной болезни. Рассказ «Письмо» - особый тип сказовой новеллы. Письмо Васьки Курдюкова, записанное Лютовым.После письма следует несказовый момент. В письме Васька рассказываето себе, о своей семье. Ваське 15 лет, но уже воюет с красными. Отец и братья по разную сторону баррикад. Отец убивает сына Федора, а сын Сесен мстити убивает отца, он же белый. Васька не считает, что это плохо. Большая часть письма-это путешествие в дороге Васьки, его впечатления. Он просит мать заботиться о гнедом жеребчике-это важнее, чем гибель семьи. Происходит девальвация ценностей в условиях войны. На фото отец и два брата, все со стеклянными глазами, а мать показана как живая. Последняя ценность в этом мире-материнство.Рассказ «Гедилий»-сказ, стилизованная речь еврея, жителя Одессы. Гедалий-носитель авторской позиции. Он за революцию, но против крови. Рев-ция не должна противоречить нац.традициям. Нарастает ощущуение смерти, начинается с деталей: Сравнение-гранит Толстовой как лысина мертвеца, Метафора-умирает субботняя свеча, умирает базар, Потом уже смерть людей, знасит, принцип градации. Гедалий-Это взгляд Бабеля. Маленький человек-с большим внутренним миром, со своими ценностями. Бабель говорит, что масса неоднородна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: