Героико-революционная поэзия 20-30-х годов. Светлов, тихонов, багрицкий

Их кумиром был Маяковский. Они страстно любили поэзию, захлебывались строками чужих стихов и лепили, как умели, свои опусы. Их творческое родство было очевидно — всех объединяло романтическое мироощущение, точнее — романтика революции, и основанная на нем романтическая художественная стратегия. Так образовалась целая поэтическая плеяда, лидерами которой стали Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий. первостепенную роль в эстетической системе этого течения играет ориентация на идеал, причем стремление это мощное, всепоглощающее, всеохватывающее. В отличие от романтиков XIX века и от своих ближайших предшественников (символистов и новокрестьянских поэтов), эти романтики представляют идеал не в дымке легендарного прошлого, не “за пределом предельного”, не в сказочно-идиллическом облике Руси, они активно ищут идеал в ближайшем будущем, они рвутся к нему, хотят найти его здесь и сейчас, осязать его всеми фибрами души.

Михаил Аркадьевич Светлов один из представителей героико-романтической поэзии, зародившейся в 1920-е годы. Как и Э. Багрицкий, Н. Тихонов и другие поэты, Светлов был участником гражданской войны. Мечты о всемирном счастье, которое будто бы несет с собой русская революция, способствовали рождению знаменитой светловской “Гренады” (1926). В 1930-е годы был создан другой шедевр поэта – “Каховка”. Оба произведения стали песнями и приобрели популярность.Светлов - Это поэзия романтического освещения событий и людей революции. Он особенно часто возвращается к темам и образам гражданской войны, но меньше всего песни его можно назвать песнями боевого наступления, походными маршами, запевками идущих в бой отрядов. Стихи Светлова — это лирические размышления, задумчивые воспоминания, беседы у костра “в час вечеровой”, интимный разговор на вечеринке. Но классовая ненависть никогда не становилась движущей силой его поэзии. В своих стихах он обращался прежде всего к высоким идеалам революции, к ее человечности. Человечность — вот движущий нерв его поэзии.

Героическая романтика окрашивает стихотворения Э.Багрицкого в 20–е годы. Стихи Багрицкого о «завоевателях дорог» и «веселых нищих», ретранслирующие поэтику «южных акмеистов», отличались образной яркостью, свежей интонацией, нетривиальной ритмикой и быстро вывели его в первый ряд поэтов революционного романтизма. В начале 1920–х гг. Багрицкий активно пользовался материалом баллад Р. Бернса, В. Скотта, Т. Гуда, А. Рембо, но уже в первой его поэтической книге «Юго–запад» условно–романтические персонажи в «маскарадных костюмах», выписанных из Англии и Фландрии, соседствуют с героем поэмы «Дума про Опанаса» – замечательным лирическим эпосом, впитавшим стилистику «Гайдамаков» Т. Шевченко и «Слова о полку Игореве». Плач по Опанасу – трагическое прозрение поэта, обнаружившего, что нет «третьего пути» в братоубийственной схватке, где палачу и жертве столь легко поменяться местами.
Поэт правдиво показал весь трагизм гражданской войны, он подчеркнул, что устраниться от нее, занять нейтральную позицию практически невозможно.

Николай Тихонов «Мне пришлось участвовать в четырех войнах: в первой мировой, гражданской, финской и второй мировой». Стихи я начал писать рано - печататься поздно. В первых своих книгах "Орда" и "Брага" мне хотелось рассказать о тех сложных ощущениях, которые жили во мне в те годы. Молодой человек вступил в революцию, которая разметала старый уклад жизни, низвергла силы, мешавшие победе Октября. Революция-сила, которая раскрепощает человека, ставит его вровень с миром. Его баллады обладают 2мя главными качествами-воля и простота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: