Маскирование слоев. Локальная коррекция тона с помощью корректирующих слоев

Начиная с этого номера мы будем публиковать материалы бесплатного «Подготовительного курса», который предназначен для подготовки слушателей нашей Школы фотографии к обучению на курсе «Фотокомпозиция».

Большинству из вас приходилось что-то стирать или удалять на изображениях в программе Photoshop, используя для этого ластик или инструменты выделения.

Но есть намного более удобный способ – создание для слоя специальной маски.

Для создания маски выделите мышью слой и нажмите кнопку с изображением круга, как показано на рис. 1. Учтите, что к базовому фоновому слою маску добавить невозможно. Необходимо либо сделать копию слоя, либо переименовать основной слой, два раза щелкнув мышью по его названию.

После этого рядом с изображением слоя появится маска. По умолчанию она белая и обведена рамкой (рис. 2). Рамка – признак того, что маска в данный момент активна. Вы сами можете выбирать: рисовать по слою или по маске слоя. Сделав активным слой, как показано на рис. 3, вы будете работать непосредственно со слоем, а, щелкнув по маске слоя, вы будете рисовать по маске.

Чтобы лучше понять принцип работы маски, представьте, что у вас есть две картинки, лежащие одна поверх другой. Естественно, что верхняя картинка при этом скрывает нижнюю. Что нужно сделать, чтобы увидеть некоторые детали нижней картинки? Прорезать дырку в верхней. В программе Photoshop это можно сделать, расположив два слоя один над другим и стерев ластиком, расположенной в левой вертикальной панели, часть верхнего изображения. При этом вырезанные куски невозможно восстановить. Маска делает то же самое, но позволяет корректировать изменения. Маска может быть белой (по умолчанию), серой или черной. Если она белая, то видно лишь тот слой, которому прикреплена маска. Если она черная, то становится виден нижележащий слой. Если она серая, то верхний слой станет полупрозрачным, и через него будет видно нижний. Можно рисовать по маске черной, белой или серой кистью. Кисть выбираем в левой вертикальной панели, цвет – внизу той же панели. Переключаться с черного на белый можно, нажимая Х. Рисуя черной кистью, мы будто прорезаем дырки в верхнем слое; рисуя белой по тому же месту – убираем эти дырки. Оттенки серого соответствуют различным уровням прозрачности.

Если удерживать Alt в момент добавления маски, то она будет не белой, а черной. Такого же эффекта можно добиться, если маску инвертировать, нажав комбинацию клавиш Ctrl+I. Тогда белые области маски станут черными, и наоборот.

Главная ошибка при использовании маски слоя – рисование не на маске, а на самом слое. Убедитесь, что перед проведением коррекции активна маска слоя, как показано на рис. 2.

Область применения масок обширна, но нас сейчас больше всего интересует возможность локальной цветовой и тональной коррекции с помощью корректирующих слоев.

Чем удобно использование корректирующих слоев?

Прежде всего, это редактирование обратимое. Корректирующий слой применяет цветовые и тональные поправки к изображению, не меняя значений его пикселей. После применения различных настроек их можно сбросить и начать редактирование корректирующего слоя заново. Также можно снизить степень влияния корректировок путем увеличения прозрачности слоя.

Кроме того, это выборочное редактирование. Чтобы выполнить коррекцию части изображения, можно изменять части изображения, редактируя слой-маску. Изменение настроек коррекции производится путем нанесения на маску различных оттенков серого.

Характеристики корректирующих слоев во многом повторяют характеристики любых других слоев. Можно изменять степень их прозрачности и режим наложения, а также группировать их с целью применения корректировок к определенным слоям. Подобным образом можно включать и выключать видимость корректирующего слоя, чтобы применить его или предварительно просмотреть эффект.

Часто локальная коррекция цвета и тона позволяет устранить ошибки, допущенные при съемке.

Главный недостаток изображения, показанного на рис. 4 – слишком темное лицо мальчика. При съемке необходимо было воспользоваться отражателем или накамерной вспышкой в режиме подсветки.

Светлый задний план не позволяет применить режим коррекции тона ко всему снимку, поэтому была проведено локальное осветление только области лица.

Прежде всего, выберем из выпадающего списка внизу палитры слоев корректирующий слой Кривые (рис. 5).

Сделаем лицо более светлым и контрастным, придав кривой черного цвета форму, показанную на рис. 6. Кроме того, на лице мальчика заметен избыток пурпура, поэтому кривую зеленого канала мы немного потянем вверх в области средних тонов.

Конечно, изменения при этом затронут не только лицо, но и весь снимок в целом. Вот тут мы и должны использовать маску, которая есть у любого корректирующего слоя. По умолчанию эта маска – белого цвета, что означает, что все изменения, сделанные на корректирующем слое, в настоящий момент видимы.

Сделаем маску черной, инвертируем ее, нажав комбинацию клавиш Ctrl+I. Снимок примет первоначальный вид, наши преобразования станут невидимыми. Затем аккуратно прорисуем кистью белого цвета область лица мальчика. Лицо станет светлым. Если мы где-то зашли за край, это легко исправить, поменяв цвет кисти на черный.

Чтобы просмотреть маску в градациях серого, как показано на рис. 7, щелкнем миниатюру маски, удерживая клавишу Alt. Чтобы снова вернуться к цветному изображению, надо нажать на миниатюру основного слоя.

Помните, что при внесении изменений важно сохранить естественность светового эффекта, не перестараться с коррекцией. Результат коррекции показан на рис. 8.

Возможно, вам встречались снимки с излишне насыщенным, не сочетающимся с основным объектом цветом заднего плана (рис. 9). Это легко исправить, используя корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность.

В данном случае использовались установки движков Цветовой тон и Насыщенность, показанные на рис. 10. Результат преобразований – на рис. 11.

Скорее всего, хозяев животного не устроит изменившийся цвет глаз и мочки носа кошки, кроме того, шерсть также поменяла оттенок. Изменим это с помощью маски корректирующего слоя (рис. 12), прорисовав в нужных местах кистью черного цвета с разными уровнями прозрачности. Окончательный результат преобразований – на рис. 13.

В зависимости от степени прозрачности кисти меняется и влияние корректирующего слоя на слой с изображением кошки. В тех местах, где есть рефлексы от голубого фона на шерсти, видны области светло-серого, почти белого цвета. Наибольшее воздействие корректирующего слоя – в области глаз, носа и мячика, где заметны области черного цвета.

Аналогично можно производить локальное осветление и затемнение с помощью радиального черно-белого градиента на маске слоя. Рассмотрим пример. Изображение, показанное на рис. 14, значительно выиграло бы, если бы композиционный центр – женская голова – был выделен цветом и яркостью.

Сначала, потянув кривую вниз (рис. 15), добьемся затемнения всего снимка.

Затем, сделав активной маску слоя, нанесем радиальный черно-белый градиент (рис. 16) с центром на женском лице на маску. Этим мы защитим от воздействия затемнения женскую голову, оставив ее более светлой по сравнению с объектами второго плана – мужскими головами.

Изображение маски в градациях серого показано на рис. 17, изображение после применения тональной коррекции – на рис. 18.

Излишнюю насыщенность цвета на объектах второго плана можно убрать, применив корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность, при этом удобно использовать уже созданную маску корректирующего слоя Кривые.

Если щелкнуть миниатюру маски слоя Кривые, удерживая клавишу Ctrl, появится выделенная область (рис. 19). Это выделение послужит основой для будущей маски, уменьшающей насыщенность.

Как только мы выберем из выпадающего меню (рис. 20) корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность, из выделения будет создана градиентная маска, соответствующая выделенным пикселям и защищающая от воздействия корректирующего слоя выбранную область.

Параметры слоя показаны на рис. 21. В верхнем окне панели были выбраны Красные цвета, поскольку именно насыщенность этих оттенков преобладает на изображении.

Последовательность слоев показана на рис. 22, результат их воздействия – на рис. 23.

Тональные изменения от насыщенных, контрастных тонов переднего плана с постепенным уменьшением этих свойств к планам отдаленным называют тональной перспективой.

Часто для правильной передачи тональных градаций требуется осветлить задний план или сделать темнее передний.

Изображение на рис. 24 выглядит плоским, и основная причина этого – излишне насыщенный, темный и резкий задний план. Исправить это можно разными способами, например, с помощью корректирующего слоя Уровни (рис. 25).

Действие этого инструмента напоминает работу кривых – те же области светов, полутонов и теней лишь с той разницей, что здесь для коррекции используются движки. Левый движок отвечает за тени, правый – за света. Если при их перетаскивании удерживать Alt, то можно увидеть отсеченные области изображения и вовремя остановиться. Средний движок меняет значения интенсивности в среднем диапазоне тонов серого, не оказывая значительного влияния на светлые участки и тени. Если передвинуть его вправо, все изображение станет темнее, если влево – светлее.

Гистограмма показывает значительное отсечение темных и небольшое – светлых областей, поэтому будем использовать коррекцию средних тонов, не затрагивая светлые и темные тона.

Двигаем средний ползунок влево, ориентируясь при этом на задний план. На сильное осветление всего снимка пока не обращаем внимание.

Затем переходим к главному – локальной коррекции тона заднего плана. Выделив инструмент Градиент в вертикальном меню слева, выберем бело-черный линейный градиент на панели параметров (рис. 26). Обратите внимание, что основным цветом в этом случае должен быть белый, фоновым – черный.

Сделаем маску активной, выделив ее изображение на панели слоев. Поместим курсор в верхнюю часть изображения и перетащим его до нижней границы снимка, чтобы определить конечную точку градиента. Для того чтобы градиент был строго вертикальным, необходимо при его нанесении удерживать клавишу Shift.

Воздействие осветляющего корректирующего слоя наиболее выражено вверху и практически отсутствует внизу изображения. Между низом и верхом получились градации от светлого к темному, что и было необходимо для отображения плавного тонального перехода.

Вид маски после применения градиента показан на рис. 27, результат ее применения – на рис. 28.

Можно было бы на этом остановиться, но давайте попробуем сделать задний план менее резким, это зрительно отодвинет его, добавит воздуха изображению.

Объединим слои, затем сделаем копию основного слоя и применим к ней фильтр Размытие по Гауссу из группы фильтров Размытие. Радиус размытия определяется в зависимости от размера изображения: чем оно меньше, тем меньше радиус. Затем добавим к слою маску и применим к ней белочерный линейный градиент.

Это приведет к тому, что эффект нерезкости будет сильно выражен на заднем плане и постепенно сойдет на нет к переднему. Гриб и траву вокруг него придется дополнительно обрисовать черным цветом, убирая воздействие нерезкого слоя. Вид маски слоя показан на рис. 29, окончательный вариант – на рис. 30.

Подводя итог, можно сказать, что использование корректирующих слоев в сочетании с черно-белыми масками — отличный способ локальной цветовой и тоновой коррекции, позволяющий при необходимости доработать снимок в редакторе, исправив некоторые ошибки, допущенные при съемке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: