Набор поддающихся контролю функций маркетинга, которые фирма использует для получения желаемой ответной реакции на конкретном (целевом) рынке называется комплексом маркетинга. В мировой литературе комплекс маркетинга также называют комплексом “4-х Р”.
- product - товар, то есть набор изделий или услуг, которые фирма предлагает конкретному рынку (их качество, количество, дизайн, дополнительная польза, которую они дают потребителю по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, упаковка);
- price - цена, которую потребители должны уплатить для получения товара;
- place - методы распространения, деятельности, благодаря которым товар становится более доступным для конкретных (целевых) покупателей;
- promotion -стимулирование, иная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждение в покупке именно его.
В последнее время к четырем перечисленным средствам воздействия добавляется пятое “Р” - personal - трудно переоценить влияние продавца или торгового представителя формы на покупателя в момент совершения сделки купли-продажи.
|
|
В случае предоставления услуги, помимо персонала, добавляется еще два важных средства воздействия на потребителя: physical environment (“физическая среда” - среда, в которой предоставляется услуга, степень её комфортности для потребителя), process (“процесс”, т.е. насколько хорошо организован процесс предоставления услуги) [5]. Таким образом, можно считать, что при продаже товара действует комплекс маркетинга, состоящий из “5Р”, а при продаже услуги - из “7Р”.