Обзор литературы

К сожалению, при написании работы автор не смог найти статью или монографию, посвященную непосредственно сопоставлению взглядов Э. Бёрка и Дж. Пристли на революции. Тем не менее, ряд найденных им работ так или иначе затрагивает эту тему.

В первую очередь стоит упомянуть коллективную монографию «Просветительское движение в Англии» под редакцией профессора МГУ Н. М. Мещеряковой[8]. В ней затрагивается вопрос об истоках просветительского движения в Англии и общих чертах его развития. Эта вышедшая в 1991 году монография, по словам Т. Л. Лабутиной, «…заслуживает особого внимания, поскольку является одной из первых в отечественной историографии попыток выявления общих и особенных черт Просвещения на английской почве…»[9]. Кроме того, в этой монографии имеется глава, посвященная социально-политическим идеям Дж. Пристли, материалы которой способствовали автору в написании данной работы.

Помимо «Просветительского движения в Англии» в данной работе было использовано еще несколько монографий, изучающих английское Просвещение и развитие его политической мысли в целом. Речь идет о работе кандидата исторических наук, доцента Т. Л. Лабутиной «У истоков современной демократии. Политическая мысль английского просвещения (1689-1714гг.)» и о работе кандидата исторических наук И. М. Эрлихсон «Английская общественная мысль второй половины XVII века»[10]. Эти монографии, вышедшие в 1994 и в 2007 году соответственно, дают представление о появлении и развитии в Англии так называемой теории «сопротивления», которую освещают и обсуждают в своих работах Дж. Пристли и Э. Бёрк.

Большую роль при написании данной работы сыграла диссертация доктора исторических наук А. В. Чудинова «Размышления англичан о Французской революции: Э. Бёрк, Дж. Макинтош, У. Годвин»[11], изданная в 1996 году. Как видно из названия, акцент в ней в основном делался на Французскую революцию и отношение к ней Эдмунда Бёрка. Позиция Дж. Пристли же не была столь ярко освещена. Его идеи в книге А. В. Чудинова не рассматривались отдельно, а рассматривались лишь как идеи одного из многочисленных оппонентов Э. Бёрка, т.е. не очень подробно. Тем не менее, в рассмотрении позиции Э. Бёрка относительно Французской революции работа А. В. Чудинова оказала неоценимую помощь.

На отношение же Э. Бёрка к революциям в целом проливает свет монография Н. Ф. Жирнова «Эдмунд Бёрк: политик, мыслитель, публицист»., вышедшая в 2000 году[12]. Н. Ф. Жирнов анализирует работы Э. Бёрка и приходит к выводу о том, что революции в принципе были чем-то неприемлемым для Э. Бёрка.

Причины же такого отношения Э. Бёрка к революциям помогает раскрыть вступительная статья к «Размышлениям о революции во Франции» доктора философии Коннора О’Брайена. Доктор О’Брайен делает предположение, что на взгляды Э. Бёрка сильно повлияла религиозные взгляды его семьи, и отчасти из-за них Э. Бёрк столь непримиримо относился к Французской революции и революциям в целом.

Как видно из дат выхода большинства вышеперечисленных изданий, интерес к дискуссии Дж. Пристли и Э. Берка, а так же к их взглядам, все еще сохраняется в науке. И если в советской историографии материалов о Э. Бёрке и Дж. Пристли удручающе мало, то в настоящий момент все чаще в свет выходят посвященные им работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: