О проекте

В самом начале 1990 г. в "Медсанчасти-168", расположенной в Новосибирском Академгородке, началась разработка компьютерной истории болезни для больниц Министерства среднего машиностроения СССР силами группы высококвалифицированных программистов и врачей. В течение трех лет разработка была доведена до стадии использования в нескольких больницах, после чего ее развитие в последующие годы обеспечивалось за счет тиражирования, то есть внедрения в больницах г. Новосибирска, Новосибирской и других областей.

Созданный программный комплекс получила название ДОКА - это аббревиатура английских слов DOCtor's Assistant, в переводе означающих - помощник врача, довольно точно отражающее ее назначение. По существу, он представляла собой автоматизированное рабочее место врача стационара, устанавливаемое на персональный компьютер, и используемый для облегчения рутинной работы врачей и хранения больших объемов информации о пациентах.

К середине 90-х ДОКА превратилась в систему, обеспечивающую технологию компьютерного ведения историй болезни, опирающуюся на локальную компьютерную сеть больницы, охватывающую все отделения стационара, включая приемное, а также лаборатории и диагностические кабинеты. Её внедрение, требующие приложения значительных организационных усилий, приводило в конечном итоге к целому ряду явных положительных изменений в работе стационара.

В их числе:

· упорядочивание информационных потоков между отделениями, лабораториями и диагностическими кабинетами, дисциплинирующее медицинский персонал;

· повышение качества ведения медицинской документации, отмечаемое экспертами страховых компаний и приводящее к уменьшению штрафных санкций;

· облегчение контроля работы врачей администрацией больницы благодаря структурированию медицинской информации;

· существенное облегчение работы врачей по ведению историй болезни.

Медсанчасть-168 по структуре стационара аналогична типовой центральной районной больнице, и этот фактор сыграл важную роль в том, что созданная и постоянно совершенствуемая технология, оказалась востребованной. К середине 2000 года она эксплуатировалось уже в 30% ЦРБ Новосибирской области. Практически все врачи, использующие ДОКУ, отмечали ее полезность.

В это же время коллектив разработчиков, накопив огромный опыт внедрения и сопровождения, начал работу над проектом ДОКА+, преследующим цель создания полноценной медицинской информационной системы (МИС). По замыслу авторов эта система нового поколения должна была прийти на смену компьютерной технологии ведения истории болезни ДОКА. Были проанализированы функции зарубежных МИС, как реализованные в них, так и те, которые будучи полезными для медицинского персонала, не были реализованы из-за существующих технических трудностей. Для создания МИС были выбраны Web-технологии и современные системные и инструментальные средства с открытым исходным кодом, предоставляющие оптимальные возможности для осуществления проекта.

В сентябре 2002 г. почти одновременно две больницы разного статуса начали эксплуатировать МИС ДОКА+: клиника Государственного учреждения "Научный центр клинической и экспериментальной медицины" СО РАМН и многопрофильная Чулымская центральная районная больница, оказавшаяся первой, перешедшей к использованию КИС ДОКА+ после многолетней успешной работы с её прототипом - системой ДОКА.

Все последующие годы продолжается развитие проекта, МИС ДОКА+ в результате действия обратной связи медицинского персонала, использующего её, с разработчиками, а также непрекращающегося анализа достижений лучших зарубежных систем, приобретает новые полезные свойства и функции. И, что очень важно, все больше медиков начинают осознавать необходимость использования такой системы.

На начало 2009 г. медицинскую информационную систему ДОКА+ применяет в своей ежедневной работе весь медперсонал двадцати одной больницы в шести регионах страны.

Таким образом, ДОКА+ на протяжении от одного до семи лет успешно используется в больницах различного профиля, статуса, масштаба и географического положения. Полученные доказательства эффективности её применения врачами опубликованы в ряде ведущих медицинских научно-практических журналов страны: "Проблемы управления здравоохранением", "Врач", "Врач и информационные технологии".

Основные характеристики системы «ДОКА+» «ДОКА+» представляет собой целенаправленную реализацию всех трех основных принципов работы современной клинической информационной системы: · повышение качества лечения, · повышение безопасности пациентов, · рационализация расходов на лечение в стационаре. Система впитала в себя многолетний опыт внедрения и сопровождения. Ее «внедряемость» в больницах в полном объеме доказана практикой. Доказано также ее положительное восприятие врачами в различных больницах. § «ДОКА+» является результатом итерационного развития, направляемого потребностями медицинского персонала десятков российских больниц. § технические решения, заложенные в системе «ДОКА+»,обеспечивают максимальную гибкость, возможность развития и наращивания ее функций самими пользователями. Более чем годовой опыт эксплуатации созданной системы в двух больницах подтвердил широкие возможности целенаправленного развития ее функциональности: · В клинике Научного Центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН базовая функциональность системы была значительно расширена путем увеличения количества поддерживаемых обследований, для чего создано около ста новых форм документов. · В Чулымской центральной районной больнице основное внимание было уделено наполнению информацией подсистемы поддержки принятия решений врачей, основанной на использовании медико-экономических стандартов. Все эти работы проводились непосредственно персоналом больниц. Функционирование в больнице системы «ДОКА+» предполагает использование бесплатных системных программных средств (операционная система, WEB-сервер, СУБД), что существенно уменьшает расходы на внедрение. «ДОКА+» является единственной на сегодня клинической информационной системой нового поколения, используемой в учебном процессе для обучения студентов-медиков использованию современных информационных технологий в лечебно-диагностическом процессе. Врачам, проводящим консультации пациентам, находящимся на лечении в стационаре или после их выписки, требуются данные из историй болезни, результаты обследований. Чтобы предоставить им такую информацию приходилось сканировать рукописную историю болезни, в результате чего работа с ней консультанта требует большого напряжения. При использовании же клинической информационной системы консультанту по электронной почте отправляется текст, создаваемый системой за несколько минут, содержащий всю информацию о лечении и обследовании. При наличии в больнице WEB-сервера можно обеспечить консультанту удаленный доступ к документам истории болезни непосредственно в системе «ДОКА+». Интуитивно понятный интерфейс этой системы и хорошо продуманная структура информации позволяют консультантам легко находить и просматривать интересующие их данные (от описания жалоб пациента до таблиц динамики лабораторных показателей). С самого начала внедрения системы «ДОКА+» любая введенная в компьютер информация может быть распечатана на принтере тут же или в любой другой момент времени. После полного освоения медицинским персоналом сетевой технологии ведения историй болезни, они могут распечатываться целиком в день выписки пациента, сшиваться и передаваться на подпись лечащим врачам, а затем сдаваться в архив. Обычно эта работа поручается среднему медперсоналу приемного отделения. В системе предусмотрен специальный режим распечатывания историй болезни всех пациентов, выписанных текущим днем.
 
Работа с МИС ДОКА+ § ведение клинической документации (компьютерная история болезни) § компьютерный заказ назначений на обследование и лечение § встроенные механизмы поддержки принятия решений врача § функциональная гибкость (развитие системы персоналом больницы) § информатизация работы параклинических подразделений § медицинская статистика и произвольные запросы к архивной информации § вся информация по лечебно-диагностическому процессу для руководителя § информатизация работы аптеки стационара § персонифицированное распределение и учет медикаментов § разграничение уровня доступа к информации о пациентах § возможность удаленного доступа к историям болезни, сводкам и отчетам § информатизация работы санатория § электронная регистратура Ведение клинической документации (компьютерная история болезни) Объем записей о процессе лечения пациента, которые должен сделать врач в истории болезни, настолько велик, что отнимает у него, как принято считать, до 40% рабочего времени. Как правило, это плохо читаемые тексты, не всегда понятные и самим авторам. А бывает, что выписанные пациенты через какое-то время обращаются к своему врачу с просьбой продублировать выписной эпикриз. МИС "ДОКА+" позволяет вести в компьютере всю клиническую документацию. В системе предусмотрены все мыслимые на сегодня возможности, которые способны сэкономить время медицинскому персоналу при записи дневников, первичных осмотров, рекомендаций и т.п. Преимущества МИС "ДОКА+" заключаются в гибких возможностях создания медицинским персоналом произвольных формализованных шаблонов для различных разделов документации, создания одно-, двух- и трехуровневых справочников, создания новых форм документов и редактировании существующих. Важно, что врачи могут выбирать истории болезни из всевозможных списков. Все пациенты отделения или только "свои", пациенты без первичного осмотра, без дневниковой записи за последние 3 дня и более и т. д. алфавиту (в прямом или обратном порядке). В списках цветом выделяются фамилии пациентов, у которых 10 дней и более нет записи этапного эпикриза, превышен срок госпитализации относительно медико-экономического стандарта. Компьютерный заказ назначений на обследование и лечение МИС "ДОКА+" дает возможность врачам назначать в компьютере лечение и обследования пациентов. Начнем с лечения, то есть с записи в лист назначений или почасовой лист перечня назначаемых препаратов. При входе врача в режим назначения препаратов, он получает на экране таблицу, в которой приводятся: § рост и вес пациента, возраст; § основной диагноз; § осложнение и сопутствующие диагнозы; § план ведения и лечения, записанные во время первичного осмотра или дополненные позднее; Далее он получает следующие возможности: выбрать требуемые для назначения препараты из списка имеющихся у старшей сестры отделения или на аптечном складе (информатизация работы аптеки стационара); назначить выбранные препараты в виде смеси; выбрать для назначения смесь из списка стандартных смесей; назначить процедуры из списка стандартных процедур. Далее врач должен для каждого выбранного препарата указать дозу и единицу измерения, кратность, путь введения, при необходимости записать комментарий. Выбранные врачом препараты, естественно, попадают в лист назначений, а также в специальные списки (журналы), автоматически создаваемые для медицинских сестер, выполняющих назначения. Компьютерный заказ назначений на лечение обеспечивает персонифицированный учет (Персонифицированное распределение и учет медикаментов) назначаемых пациентам препаратов без какой-либо дополнительной работы. При заполнении листа почасовых назначений можно воспользоваться одним из имеющихся шаблонов, создать новый шаблон, выбрать препараты из списка, отметить время введения в соответствующей графе почасовой таблицы, в случае нестандартной дозы - указать ее. Суточная доза препарата подсчитывается автоматически при каждом вводе дозы в графу таблицы или при отметке времени. При назначении обследований можно использовать медико-экономические стандарты (МЭС). Для каждого такого стандарта в специальном режиме указывается набор необходимых и достаточных обследований. После выбора МЭСа, по которому планируется лечение пациента, можно сразу же получить и соответствующий набор обследований, и заказать его целиком или частично. Но самые главные преимущества компьютерного заказа назначений состоят в том, что, во-первых, в результате становится возможным персонифицированный учет затрат на лечение и обследование пациентов, обеспечивающий рационализацию расходов больницы, и, во-вторых, открываются возможности для использования встраиваемых в систему механизмов поддержки врачебных решений, чрезвычайно важных для обеспечения безопасности пациентов и эффективности лечения. Встроенные механизмы поддержки принятия решений врача Эти механизмы могут быть очень простыми и в то же время эффективными. В клинической информационной системе "ДОКА+" при входе врача в режим назначения препаратов выводится таблица с антропометрическими данными пациента, осложнениями, сопутствующими диагнозами, текстом намеченного ранее плана лечения. Уже упоминалось о всевозможных списках пациентов, напоминающих врачу о необходимости выполнения той или иной работы (создание этапных эпикризов, документов для экспертных комиссий и т. д.), или необходимости следования стандартам лечения (медико-экономические стандарты, клинико-диагностические группы). Пример более сложного механизма поддержки решений врача, реализованного в системе, - использование стандартных протоколов лечения и обследования. Пользователь системы "ДОКА+" имеет возможность создать клинико-диагностические группы, выбрать для каждой из них набор обследований, сформулировать план лечения. При назначении лечащим врачом препаратов, он получает предупреждающее сообщение в случаях превышения максимальной разовой, суточной или курсовой дозы. При попытке назначения несовместимых препаратов система предупреждает об этом врача и выдает рекомендации. Сигнал-подсказка возникает в списке пациентов в случае выхода показателя какого-либо лабораторного исследования за границы нормы. Врач тут же может увидеть бланк этого исследования. К наиболее сложным механизмам поддержки врачебных решений относятся медицинские экспертные системы. Они могут выдавать врачам вероятностные прогнозы осложнения различных заболеваний, помогать в дифференциальной диагностике и т. д. Это, как правило, автономные системы, хранящие и пополняющие базу знаний и требующие для своего функционирования ввода набора данных о пациенте. Такой набор может состоять из сотни и более показателей. МИС "ДОКА+" спроектирована таким образом, чтобы легко осуществлять сопряжение с медицинскими экспертными системами. Функциональная гибкость (развитие системы персоналом больницы) Очевидно, что сопряжение с какой-либо экспертной системой - не единственная ситуация, в которой может потребоваться ввод в медицинскую информационную систему "ДОКУ+" такого набора структурированной информации, который исходно не был заложен в системе. Многолетнее сопровождение нашим коллективом МИС предыдущего поколения позволяет привести в качестве примеров сотни случаев, когда пользователям (администрации больниц, врачам, статистикам) требовалось добавить те или иные атрибуты в документы (даже такие документы, формы которых утверждены Минздравом РФ). МИС "ДОКА+" позволяет пользователям самостоятельно:
  • расширять набор структурированных данных, входящих в систему;
  • включать их в формы документов, бланков;
  • конструировать новые формы документов, бланков;
  • создавать отчеты и сводки, включая в них произвольный набор структурированных данных;
  • разрабатывать новые пункты меню, подключать к ним те или иные функции (например, создание или просмотр вновь созданного документа), предоставлять к ним ограниченный доступ.
Кроме этого, ИТ-персонал больниц может при необходимости создавать новые программные модули и включать их в систему в качестве автономных пунктов какой-либо группы или подгруппы меню, или в качестве функций, используемых при создании документов. Такие широкие возможности адаптации и развития системы делают ее легко тиражируемой для внедрения в городских и сельских, многопрофильных или специализированных больницах. При вводе результатов анализов в соответствующий бланк, в специальном столбце временно выводятся значения предыдущего измерения (если таковое имеется в системе). Это помогает контролировать правильность ввода измерений. Сразу после завершения ввода результаты исследований или анализов становятся доступны лечащему врачу. Даже в том случае, когда измеренные параметры вводятся не все сразу, а по частям и разными сотрудниками (как может быть, например, для биохимического анализа крови), врачу доступна введенная на данный момент часть результатов. При изменении методики проведения какого-либо анализа, изменении границ нормы или появлении нового исследования, персонал больницы создает новый бланк обследования. Этот бланк автоматически включается в список обследований, который получают лечащие врачи. Медицинская статистика и произвольные запросы к архивной информации "ДОКА+" создает стандартные для стационаров отчеты: использование коечного фонда, работа отделений, журналы операций и т. д. Кроме этого, персонал больницы может формировать и произвольные запросы к информации, содержащейся в историях болезни. Гибкость системы такова, что можно сконструировать новый документ, содержащий новые атрибуты, которые имеют одно из нескольких возможных значений (например, "Да" или "Нет"), после чего включить его в список документов, по которым формируются отчеты. Запуск формирования отчета по этому документу приведет к подсчету числа каждого из возможных значений этих атрибутов. Можно создать новый справочник, включить его в какую-либо форму, в которой будет производиться выбор из этого справочника для каждого пациента. После этого в список формируемых отчетов автоматически попадет отчет по новому справочнику. В отчет включаются для каждого из пунктов справочника: количество пациентов, для которых был выбран данный пункт, процент от общего числа выписанных за отчетный период пациентов, суммарный, средний койко-дни этих пациентов и процент от суммы койко-дней всех выписанных за отчетный период пациентов. Далее можно получить список всех пациентов для каждого пункта справочника. Вся информация по лечебно-диагностическому процессу для руководителя. Сам фактор легкости доступа администрации больницы к клинической документации на медицинский персонал дисциплинирующее воздействие. При использовании клинической информационной системы администрация в любой момент времени может проконтролировать своевременность назначения обследования и лечения, соответствие сделанных врачами назначений. Администрация может мгновенно получить сводку по занятости каждой палаты в каждом отделении или сводную таблицу занятости палат. Это может быть список пациентов отделений в одном из выбранных состояний, указанных в последней дневниковой записи. Справочник возможных состояний пациентов создается при внедрении системы и может впоследствии модифицироваться персоналом. Или список выписанных пациентов с наличием какого-либо из указанных документов (например, карты экспертной оценки истории болезни). Это может быть, например, список пациентов, оставленных на указанную дату для наблюдения дежурным врачом, которым не сделана (или, наоборот, сделана) его запись в истории болезни. Не выходя из списка, можно посмотреть запись дежурного врача (если она сделана). Можно получить сводку с количеством пролеченных пациентов (и проведенных ими койко-дней) каждым лечащим врачом, сводку по работе оперирующих врачей и анестезиологов. Хорошо известна заинтересованность руководителей больниц в получении информации по затратам на лечение каждого пациента. Внедрение Медицинской информационной системы "ДОКА+" позволяет существенно продвинуться в решении этой задачи, так как уже сегодня система формирует список, в котором приводится суммарная стоимость всех назначенных пациенту медикаментов. Можно легко получить и подробный список с указанием всех препаратов, их количества и стоимости, назначенных каждому пациенту. Персонал аптеки вводит в компьютеры больничной локальной сети всю информацию по поступающим медикаментам и формирует требования (накладные) для выдачи их в отделения стационара (а также в другие подразделения больницы). В результате можно мгновенно получить список с остатками всех препаратов на аптечном складе, отдельные списки с остатками препаратов:
  • с истекающим сроком годности;
  • меньше необходимого минимума;
  • по каждой из групп препаратов;
  • с признаком жизненно важных или экстренных препаратов и т. п.
Так как заказ назначений на лечение производится лечащими врачами непосредственно в системе, то они выбирают препараты для назначения из списка имеющихся у старшей сестры отделения или на аптечном складе (Компьютерный заказ назначений на обследование и лечение). Сразу после назначения того или иного препарата его остаток в отделении автоматически корректируется. Можно сформировать список препаратов, которые необходимо заказать для пополнения запасов, из числа тех, которых не должно быть меньше указанного минимума, или тех, которые имеют признак жизненно важных препаратов и т. д. Можно получить список препаратов, выданных каждому отделению за указанный период с разбивкой их по группам, или имеющих признак специального учета, или другой какой-либо признака. По каждому сильнодействующему препарату, или имеющему признак специального учета, за произвольный период можно получить таблицу, включающую в себя все фактуры, по которым он поступил в больницу и все требования, по которым он выдан в подразделения. Можно получить список препаратов с указанием количества стандартов по каждому из них, которые требуются для пациентов того или иного отделения, на текущий день или на несколько последующих дней. По такому списку можно автоматически сформировать требование для получения препаратов с аптечного склада. Система позволяет отредактировать признаки препаратов, добавить новые, удалить неиспользуемые названия. Можно использовать один из признаков, который позволяет оставлять препарат в резерве. Персонифицированное распределение и учет медикаментов. В публикациях последних лет появились свидетельства того, что организация в больнице персонифицированного учета медикаментов приводит к экономии от 18% до 30% средств, затрачиваемых на их приобретение. МИС "ДОКА+" в любой момент времени может сформировать список, в котором приводится суммарная стоимость всех назначенных каждому пациенту медикаментов. При необходимости доступен и подробный список с указанием всех препаратов, их количества и стоимости, назначенных каждому пациенту любого из отделений стационара. Разграничение уровня доступа к любой информации. Каждый пользователь системы относится к той или иной группе пользователей (врачи, медицинские сестры, персонал аптеки и т. д.). Возможность доступа к различным функциям (пунктам меню) системы зависит от группы, к которой относится пользователь. Так, работа с системой сотрудников, относящихся к группе "персонал аптеки", ограничена лишь одним пунктом главного меню "Аптека стационара". А статистики, кроме пункта "Отчеты", имеют доступ и к архиву историй болезни, так как в их обязанности входит проверка введенной в некоторые документы информации (например, коды МКБ и шифры операций в карте выбывшего из стационара). Группы пользователей создаются администратором системы, функции которого может выполнять сотрудник из числа ИТ-персонала, из администрации больницы или медик, хорошо освоивший работу в Интернете. Количество групп пользователей ничем не ограничено. Возможность удаленного доступа к историям болезни, сводкам и отчетам. Благодаря использованию интернет - технологии, МИС ДОКА+ предоставляет возможность удаленного доступа к информации, содержащейся в историях болезни, и к обобщающей информации, которая включается в сводки и отчеты. При этом возможности работы с документами и выборками ничем не отличаются от возможностей работы во внутрибольничной локальной сети. Единственное, что требуется для удаленного доступа - это защищенная связь внутрибольничной локальной сети с сетью Интернет. Очевидно, что для доступа в медицинскую информационную систему "ДОКА+" необходимо зарегистрироваться в ней, то есть ввести имя и пароль пользователя системы. После этого пользователь получает все привычные для него возможности работы с информацией. Информатизация работы санатория. В санаториях врачи ведут такие же истории болезни, как и в стационарах, однако существуют отличия в лечебном процессе. Пожалуй, важнейшее из них состоит в том, что основой лечения пациентов в санаториях является не фармакотерапия, а физиотерапия. Поэтому в системе ДОКА+ реализованы специально для врачей санаториев следующие важные для них возможности:
  • назначение физиотерапевтической процедуры на заданный период с автоматическим подбором времени, свободного у пациента и в соответствующем кабинете на каждый день курса лечения;
  • назначение физиолечения путем выбора соответствующей схемы лечения из списка схем, который можно дополнять;
  • создание схем лечения с учетом методов и правил назначения физиолечения, которые позволяют учитывать специфические особенности различных физиопроцедур и предупреждать врача о нежелательности сочетания некоторых из них путем вывода сообщения на экран монитора в процессе назначения;
  • печать листа назначений для пациента (с указанием дней и времени прохождения процедур и обследований и номеров кабинетов).
Электронная регистратура. В системе ДОКА+ реализованы возможности, необходимые для использования в регистратуре поликлиники - "Электронная регистратура". Они включают в себя:
  • ведение расписания приема врачей (участковых и узких специалистов);
  • запись пациента на прием к врачу в регистратуре поликлиники;
  • запись пациента на прием к врачу другим врачом поликлиники;
  • запись пациента на прием к врачу по телефону;
  • запись пациента на прием к врачу через интернет;
  • запись пациента на прием к врачу посредством инфомата (информационного киоска).
Во всех перечисленных случаях для записи регистратор или пациент выбирает любой день и удобное свободное время. Количество интервалов времени для записи пациентов через интернет может быть ограничено администратором. При самозаписи пациентов система осуществляет проверку действительности полиса медицинского страхования либо непосредственно на сайте Территориального ФОМС, либо по актуальной базе данных полисов в ЛПУ.
Использование Медицинской информационной системы "ДОКА+" приводит к тому, что клиническая документация становится более качественной, не отнимая при этом у врачей лишнее время. К примеру, при создании врачом дневниковой записи в нее автоматически подставляются результаты новых обследований (полученных после создания предыдущей записи). Компьютерный заказ назначений на обследование и лечение МИС "ДОКА+" дает возможность врачам назначать в компьютере лечение и обследования пациентов. Начнем с лечения, то есть с записи в лист назначений или почасовой лист перечня назначаемых препаратов. При входе врача в режим назначения препаратов, он получает на экране таблицу, в которой приводятся: · рост и вес пациента; · возраст; · основной диагноз; · осложнение и сопутствующие диагнозы; · план ведения и лечения, записанные во время первичного осмотра или дополненные позднее; Далее он получает следующие возможности: выбрать требуемые для назначения препараты из списка имеющихся у старшей сестры отделения или на аптечном складе (информатизация работы аптеки стационара), расположенные по алфавиту, или по группам, сформированным фармакологом; назначить выбранные препараты в виде смеси; выбрать для назначения смесь из списка стандартных смесей; назначить процедуры из списка стандартных процедур. Далее врач должен для каждого выбранного препарата указать дозу и единицу измерения, кратность, путь введения, при необходимости записать комментарий. Выбранные врачом препараты, естественно, попадают в лист назначений, а также в специальные списки (журналы), автоматически создаваемые для медицинских сестер, выполняющих назначения. При заполнении листа почасовых назначений можно воспользоваться одним из имеющихся шаблонов, создать новый шаблон, выбрать препараты из списка, отметить время введения в соответствующей графе почасовой таблицы, в случае нестандартной дозы - указать ее. Суточная доза препарата подсчитывается автоматически при каждом вводе дозы в графу таблицы или при отметке времени. При назначении обследований можно использовать медико-экономические стандарты (МЭС). Для каждого такого стандарта в специальном режиме указывается набор необходимых и достаточных обследований. После выбора МЭСа, по которому планируется лечение пациента, можно сразу же получить и соответствующий набор обследований, и заказать его целиком или частично. Но самые главные преимущества компьютерного заказа назначений состоят в том, что, во-первых, в результате становится возможным персонифицированный учет затрат на лечение и обследование пациентов, обеспечивающий рационализацию расходов больницы, и, во-вторых, открываются возможности для использования встраиваемых в систему механизмов поддержки врачебных решений, чрезвычайно важных для обеспечения безопасности пациентов и эффективности лечения. Встроенные механизмы поддержки принятия решений врача. Эти механизмы могут быть очень простыми и в то же время эффективными. В клинической информационной системе "ДОКА+" при входе врача в режим назначения препаратов выводится таблица с антропометрическими данными пациента, осложнениями, сопутствующими диагнозами, текстом намеченного ранее плана лечения. Уже упоминалось о всевозможных списках пациентов, напоминающих врачу о необходимости выполнения той или иной работы (создание этапных эпикризов, документов для экспертных комиссий и т. д.), или необходимости следования стандартам лечения (медико-экономические стандарты, клинико-диагностические группы). Пример более сложного механизма поддержки решений врача, реализованного в системе, - использование стандартных протоколов лечения и обследования. Пользователь системы "ДОКА+" имеет возможность создать клинико-диагностические группы, выбрать для каждой из них набор обследований, сформулировать план лечения и критерий качества при выписке. Эта информация предъявляется врачам при выполнении соответствующей работы. При назначении лечащим врачом препаратов, он получает предупреждающее сообщение в случаях превышения максимальной разовой, суточной или курсовой дозы. При попытке назначения несовместимых препаратов система предупреждает об этом врача и выдает рекомендации. Сигнал-подсказка возникает в списке пациентов в случае выхода показателя какого-либо лабораторного исследования за границы нормы. Врач тут же может увидеть бланк этого исследования. Функциональная гибкость (развитие системы персоналом больницы). Многолетнее сопровождение нашим коллективом МИС предыдущего поколения позволяет привести в качестве примеров сотни случаев, когда пользователям (администрации больниц, врачам, статистикам) требовалось добавить те или иные атрибуты в документы (даже такие документы, формы которых утверждены Минздравом РФ). МИС "ДОКА+" позволяет пользователям самостоятельно:
  • расширять набор структурированных данных, входящих в систему;
  • включать их в формы документов, бланков;
  • конструировать новые формы документов, бланков;
  • создавать отчеты и сводки, включая в них произвольный набор структурированных данных;
  • разрабатывать новые пункты меню, подключать к ним те или иные функции (например, создание или просмотр вновь созданного документа), предоставлять к ним ограниченный доступ.
Кроме этого, ИТ-персонал больниц может при необходимости создавать новые программные модули и включать их в систему в качестве автономных пунктов какой-либо группы или подгруппы меню, или в качестве функций, используемых при создании документов, бланков. Такие широкие возможности адаптации и развития системы делают ее легко тиражируемой для внедрения в городских и сельских, многопрофильных или специализированных больницах. Они обеспечивают и высокую скорость выполнения запросов по модификации системы, исходящих от медицинского и административного персонала больниц. Информатизация работы параклинических подразделений. Персонал параклинических подразделений имеет все возможности для ведения документации. Врачи получают доступ к историям болезни, могут просматривать результаты предыдущих обследований, получать таблицы динамики измеренных показателей. Лаборанты используют различные сводки, содержащие список пациентов, направленных в их кабинеты или лаборатории. При вводе результатов анализов в соответствующий бланк, в специальном столбце временно выводятся значения предыдущего измерения (если таковое имеется в системе). Это помогает контролировать правильность ввода измерений. Сразу после завершения ввода результаты исследований или анализов становятся доступны лечащему врачу. Даже в том случае, когда измеренные параметры вводятся не все сразу, а по частям и разными сотрудниками (как может быть, например, для биохимического анализа крови), врачу доступна введенная на данный момент часть результатов. При изменении методики проведения какого-либо анализа, изменении границ нормы или появлении нового исследования, персонал больницы создает новый бланк обследования. Этот бланк автоматически включается в список обследований, который получают лечащие врачи при назначении обследования. Медицинская статистика и произвольные запросы к архивной информации. "ДОКА+" создает стандартные для стационаров отчеты: использование коечного фонда, работа отделений, журналы операций и т. д. Кроме этого, персонал больницы может формировать и произвольные запросы к информации, содержащейся в историях болезни. Важно, что у персонала есть возможность расширять список атрибутов историй болезни, а потом использовать вновь созданные атрибуты для включения их в отчеты. Гибкость системы такова, что можно сконструировать новый документ, содержащий новые атрибуты, которые имеют одно из нескольких возможных значений (например, "Да" или "Нет"), после чего включить его в список документов, по которым формируются отчеты. Запуск формирования отчета по этому документу приведет к подсчету числа каждого из возможных значений этих атрибутов. Вся информация по лечебно-диагностическому процессу для руководителя. Сам фактор легкости доступа администрации больницы к клинической документации на медицинский персонал дисциплинирующее воздействие. При использовании клинической информационной системы администрация в любой момент времени может проконтролировать своевременность назначения обследования и лечения, соответствие сделанных врачами назначений принятым протоколам и стандартам и т. д. Администрация может мгновенно получить сводку по занятости каждой палаты в каждом отделении или сводную таблицу занятости палат. Можно быстро получить всевозможные списки пациентов, отсортировать их для удобства, перейти в заинтересовавшую историю болезни прямо из списка. Это могут быть списки поступивших или выписанных за указанный период пациентов, попалатный список пациентов с указанием диагнозов и проведенных в больнице койко-дней на данный момент, список. Можно получить сводку с количеством пролеченных пациентов (и проведенных ими койко-дней) каждым лечащим врачом, сводку по работе оперирующих врачей и анестезиологов. Хорошо известна заинтересованность руководителей больниц в получении информации по затратам на лечение каждого пациента. Внедрение Медицинской информационной системы "ДОКА+" позволяет существенно продвинуться в решении этой задачи, так как уже сегодня система формирует список, в котором приводится суммарная стоимость всех назначенных пациенту медикаментов. Можно легко получить и подробный список с указанием всех препаратов, их количества и стоимости, назначенных каждому пациенту. Информатизация работы аптеки стационара. Персонал аптеки вводит в компьютеры больничной локальной сети всю информацию по поступающим медикаментам и формирует требования (накладные) для выдачи их в отделения стационара (а также в другие подразделения больницы). В результате можно мгновенно получить список с остатками всех препаратов на аптечном складе, отдельные списки с остатками препаратов:
  • с истекающим сроком годности;
  • меньше необходимого минимума;
  • по каждой из групп препаратов;
  • с признаком жизненно важных или экстренных препаратов и т. п.
Так как заказ назначений на лечение производится лечащими врачами непосредственно в системе, то они выбирают препараты для назначения из списка имеющихся у старшей сестры отделения или на аптечном складе (Компьютерный заказ назначений на обследование и лечение). Сразу после назначения того или иного препарата его остаток в отделении автоматически корректируется. По каждому сильнодействующему препарату, или имеющему признак специального учета, за произвольный период можно получить таблицу, включающую в себя все фактуры, по которым он поступил в больницу и все требования, по которым он выдан в подразделения. Можно получить список препаратов с указанием количества стандартов по каждому из них, которые требуются для пациентов того или иного отделения, на текущий день или на несколько последующих дней. По такому списку можно автоматически сформировать требование для получения препаратов с аптечного склада. Система позволяет отредактировать признаки препаратов, добавить новые, удалить неиспользуемые названия. Можно использовать один из признаков, который позволяет оставлять препарат в резерве. Персонифицированное распределение и учет медикаментов. МИС "ДОКА+" в любой момент времени может сформировать список, в котором приводится суммарная стоимость всех назначенных каждому пациенту медикаментов. При необходимости доступен и подробный список с указанием всех препаратов, их количества и стоимости, назначенных каждому пациенту любого из отделений стационара. Разграничение уровня доступа к информации о пациентах и к обобщающей информации. Каждый пользователь системы относится к той или иной группе пользователей (врачи, медицинские сестры, персонал аптеки и т. д.). Возможность доступа к различным функциям (пунктам меню) системы зависит от группы, к которой относится пользователь. Так, работа с системой сотрудников, относящихся к группе "персонал аптеки", ограничена лишь одним пунктом главного меню "Аптека стационара". А статистики, кроме пункта "Отчеты", имеют доступ и к архиву историй болезни, так как в их обязанности входит проверка введенной в некоторые документы информации (например, коды МКБ и шифры операций в карте выбывшего из стационара). Группы пользователей создаются администратором системы, функции которого может выполнять сотрудник из числа ИТ-персонала, из администрации больницы или медик, хорошо освоивший работу в Интернете. Количество групп пользователей ничем не ограничено. Возможность удаленного доступа к историям болезни, сводкам и отчетам. Благодаря использованию интранет-технологии, МИС ДОКА+ предоставляет возможность удаленного доступа к информации, содержащейся в историях болезни, и к обобщающей информации, которая включается в сводки и отчеты. При этом возможности работы с документами и выборками ничем не отличаются от возможностей работы во внутрибольничной локальной сети. Единственное, что требуется для удаленного доступа - это защищенная связь внутрибольничной локальной сети с сетью Интернет. Очевидно, что для доступа в медицинскую информационную систему "ДОКА+" необходимо зарегистрироваться в ней, то есть ввести имя и пароль пользователя системы. После этого пользователь получает все привычные для него возможности работы с информацией. Информатизация работы санатория. В санаториях врачи ведут такие же истории болезни, как и в стационарах, однако существуют отличия в лечебном процессе. Пожалуй, важнейшее из них состоит в том, что основой лечения пациентов в санаториях является не фармакотерапия, а физиотерапия. Поэтому в системе ДОКА+ реализованы специально для врачей санаториев следующие важные для них возможности:
  • назначение физиотерапевтической процедуры на заданный период с автоматическим подбором времени, свободного у пациента и в соответствующем кабинете на каждый день курса лечения;
  • назначение физиолечения путем выбора соответствующей схемы лечения из списка схем, который можно дополнять;
  • создание схем лечения с учетом методов и правил назначения физиолечения, которые позволяют учитывать специфические особенности различных физиопроцедур и предупреждать врача о нежелательности сочетания некоторых из них путем вывода сообщения на экран монитора в процессе назначения;
  • печать листа назначений для пациента (с указанием дней и времени прохождения процедур и обследований и номеров кабинетов).
Электронная регистратура. В системе ДОКА+ реализованы возможности, необходимые для использования в регистратуре поликлиники - "Электронная регистратура". Они включают в себя:
  • ведение расписания приема врачей (участковых и узких специалистов);
  • запись пациента на прием к врачу в регистратуре поликлиники;
  • запись пациента на прием к врачу другим врачом поликлиники;
  • запись пациента на прием к врачу по телефону;
  • запись пациента на прием к врачу через интернет;
  • запись пациента на прием к врачу посредством инфомата (информационного киоска).
Во всех перечисленных случаях для записи регистратор или пациент выбирает любой день и удобное свободное время. Количество интервалов времени для записи пациентов через интернет может быть ограничено администратором. При самозаписи пациентов система осуществляет проверку действительности полиса медицинского страхования либо непосредственно на сайте Территориального ФОМС, либо по актуальной базе данных полисов в ЛПУ.
 

Список литературы.

1. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и практика / Г.И. Назаренко., Г.С. Осипова. - М.: Физмалит, 2005. – 320с.

2. Е.В. Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008. – 189с.

3. www.docaplus.com/russian/main/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: