Подраздел 6.1 Первичная медико-санитарная помощь. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

Одной из ключевых задач, стоящих перед здравоохранением, является повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи.

В 2014 году Министерством реализованы мероприятия по внедрению новых организационных форм работы врачей, направленные на оптимизацию условий их деятельности, в том числе ведения медицинской документации, активное применение информационных технологий:

приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 834н утверждены унифицированные формы медицинской документации, используемые в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядки по их заполнению;

внедрен сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде» (оптимизация потока пациентов за счет выяснения причины обращений на этапе записи);

организована работа call-центров (консультация по вопросам, не связанным непосредственно с оказанием медицинской помощи);

создан сервис «Личный кабинет пациента» и внедрена электронная медицинская карта в медицинских организациях (возможность получения пациентом «Электронного рецепта», сведений об оказанных медицинских услугах, проведенных анализах и исследованиях в объеме выписного эпикриза, а также справок о состоянии здоровья для различных органов государственной власти и иных организаций).

Другим направлением снижения нагрузки на врача является возложение части функций участкового врача на медицинских работников со средним профессиональным образованием, и, в целом, пересмотр функциональных обязанностей медицинских и немедицинских работников. Активное участие фельдшера или медицинской сестры с самостоятельным доврачебным приемом в оказании медицинской помощи позволяет увеличить численность прикрепленного населения.

В 2014 году первичная медико-санитарная помощь предоставлялась в
1 336 самостоятельных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и 8 998 поликлинических подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.

В системе оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению: число фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов в 2014 году по сравнению с 2013 годом (36 225) снизилось на 190 и составило 36 035; число центров, отделений врачей общей практики (семейных врачей) в 2014 году по сравнению с 2013 годом (6 113) увеличилось на 427 и составило 6 540; число врачей в сельской местности снизилось с 51,7 тыс. человек в 2013 году до 51,3 тыс. человек в 2014 году; обеспеченность врачами увеличилась с 13,8 на 10 тыс. сельского населения в 2013 году до 13,9 на 10 тыс. населения в 2014 году.

В малонаселенных пунктах с числом жителей менее
100 человек, где отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты, организовано 8 472 домовых хозяйств, которые могут оказать первую помощь.

Для обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи также организованы выездные медицинские бригады, которые оснащены портативным диагностическим оборудованием.

В субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в 2014 году функционировало 8 317 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, 1 257 врачебных амбулаторий, 1 263 офиса врачей общей практики (семейных врачей).

Дополнительно в субъектах Российской Федерации, являющихся местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, где отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты, организовано 2 128 домовых хозяйств.

Для оказания первичной медико-санитарной помощи в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в сельской местности, в труднодоступных районах, на стойбищах предусмотрено развитие выездных методов работы с использованием автомобильного транспорта повышенной проходимости, а в ряде случаев – водного и железнодорожного транспорта.

В рамках организации выездных форм оказания медицинской помощи в 2014 году на указанных территориях дополнительно приобретено 186 мобильных медицинских комплексов, в том числе 4 центра здоровья, 5 фельдшерско-акушерских пунктов, 41 комплекс для диспансеризации взрослых и детей, 127 флюорографов и 9 маммографов.

Кроме того, на указанных территориях в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2014 году продолжается реализация региональных программ модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию 9 перинатальных центров в 8 субъектах Российской Федерации: республиках Бурятия, Карелия, Саха (Якутия) и Хакасия, Алтайском и Красноярском
(г. Ачинск и г. Норильск) краях, Ленинградской и Сахалинской областях.

Для повышения качества оказания медицинской помощи, обеспечения условий для работы медицинских работников и удобства для населения при проведении выездной работы, особенно в населенных пунктах, где отсутствуют медицинские организации и их подразделения, используются специализированные передвижные медицинские комплексы различного назначения.

В зависимости от климато-географических особенностей некоторых регионов, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры целесообразным является использование в медицинских целях железнодорожного и водного транспорта.

Так, в рамках государственно-частного партнерства с ОАО «Российские железные дороги» созданы и работают передвижные консультативно-диагностические центры на базе железнодорожного транспорта, оснащенные диагностическим оборудованием и укомплектованные специалистами для выполнения программы диспансеризации населения в полном объеме.

В Томской, Новосибирской областях, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре работают теплоходы здоровья.

Дальнейшая реализация мероприятий по развитию сети медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, осуществляется в соответствии с утвержденными региональными программами развития здравоохранения с учетом региональных особенностей, плотности населения, структуры заболеваемости населения.

Диспансеризация населения является одним из важнейших механизмов сохранения здоровья и снижения смертности населения. Повышение эффективности диспансеризации явилось одним из приоритетных направлений деятельности Минздрава России в 2014 году.

Диспансеризация взрослого населения в 2014 году проводилась в соответствии с Порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденным приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н.

Диспансеризации не реже одного раза в три года подлежат как работающие, так и неработающие граждане, а также обучающиеся в образовательных организациях.

Диспансеризация проводилась в два этапа. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводилась с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации. Второй этап диспансеризации проводился с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования.

Диспансеризация взрослого населения реализуется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программой установлены значения нормативов объема профилактических мероприятий и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в амбулаторных условиях с профилактической целью на 1 застрахованного, включая посещения в связи с диспансеризацией определенных групп населения, профилактическим осмотром, которые имеют тенденцию ежегодного увеличения и в 2014 году увеличение норматива объема медицинской помощи по сравнению с 2013 годом составило 11,2%, финансовые средства увеличились на 19%.

За проведенную диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры медицинским организациям в 2014 году оплачено 49,2 млрд. рублей.

Министерством осуществляется еженедельный мониторинг выполнения плана диспансеризации по каждому субъекту Российской Федерации, объемов, качества обследований и полноты их выполнения, удовлетворенности населения диспансеризацией.

Всего в 2014 году прошли диспансеризацию 40,1 млн человек, в том числе 22,4 млн человек взрослого населения (план 24 млн человек) и 17,7 млн детей (план 18 млн человек).

В ходе обследования граждан в 2014 году сердечно-сосудистые заболевания выявлены у 1,6 млн человек (у каждого 12-го гражданина). Ежегодно, в ходе диспансеризации выявляется около 200 тыс. больных с хроническими заболеваниями легких (у каждого сотого) и более 100 тыс. больных с сахарным диабетом (у каждого двухсотого).

В результате диспансеризации у граждан выявлены факторы риска развития неинфекционных заболеваний: нерациональное питание – 24,3 %, низкая физическая активность – 19,6 %, курение – 17,3 %, избыточная масса тела – 16,7 %, риск пагубного потребления алкоголя – 1,8 %.

По итогам диспансеризации 2014 года, 1 группу здоровья (не имеющих заболеваний и минимальный набор факторов риска их развития) имеют около 33 % населения, 2 группу здоровья (высокий риск смерти при скрытом течении болезни) имеют 21 % (в основном, мужчины в возрасте от 40 до 60 лет), 3 группу здоровья (заболевания, требующие наблюдения врача) имеют 46 % населения.

Всего в 2014 году в ходе диспансеризации углубленное профилактическое консультирование по здоровому образу жизни получили на 200 тыс. человек больше, чем в 2013 году. Всего за 2013–2014 годы – около 7,8 млн человек.

Высокий охват диспансеризацией населения был обеспечен в том числе за счет активного использования выездных форм работы. В 2014 году в медицинских организациях субъектов Российской Федерации работало более 1 400 передвижных медицинских комплексов, в том числе: мобильные комплексы для диспансеризации взрослых и детей, передвижные центры здоровья, передвижные врачебные амбулатории, передвижные фельдшерско-акушерские пункты, передвижные флюорографы и маммографы; функционировало более 1 016 мобильных медицинских бригад, которые выполнили более 1,7 млн посещений, в том числе к детям – более 600 тыс.

По итогам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2014 года, готовность проходить диспансеризацию высказали 71 % взрослых, а непосредственно проходят диспансеризацию или профилактические медицинские осмотры 58 % граждан.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2014 г. № 227 создана рабочая группа по обобщению опыта проведения в Российской Федерации первого года диспансеризации определенных групп взрослого населения и подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования мероприятий по проведению диспансеризации определенных групп взрослого населения.

С учетом предложений рабочей группы подготовлен приказ Минздрава России от 3 февраля 2015 г. № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» (вступил в силу
1 апреля 2015 г.).

Иммунизация населения в рамках национального календаря профилактических прививок в 2014 году

В целях реализации мероприятий в части профилактики инфекционных заболеваний, иммунизации населения разработаны приказы Минздрава России:

от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»;

от 28 октября 2014 г. № 668н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 195н «О формах заявок на поставку медицинских иммунобиологических препаратов, закупленных в рамках национального календаря профилактических прививок, и отчетов об использовании медицинских иммунобиологических препаратов, закупленных в рамках национального календаря профилактических прививок».

В 2014 году в национальный календарь профилактических прививок введена вакцинация детей против пневмококковой инфекции, а также расширен контингент населения, подлежащего бесплатным прививкам против гриппа (включены лица, страдающие хроническими заболеваниями, и беременные женщины).

Кроме того, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям включена вакцинация против пневмококковой инфекции (дети в возрасте от 2 до 5 лет, взрослые из групп риска, включая лиц, подлежащих призыву на военную службу), гемофильной инфекции (дети, не привитые на первом году жизни против гемофильной инфекции), ротавирусной инфекции, ветряной оспы.

Благодаря реализации мероприятий по иммунизации в Российской Федерации достигнут высокий уровень охвата профилактическими прививками, включенных в национальный календарь профилактических прививок, а также своевременный охват детей вакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори и эпидемического паротита в декретированные сроки (97–98%), ревакцинацией (96–97%).

Финансовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на иммунизацию населения в рамках национального календаря профилактических прививок за счет средств федерального бюджета в 2014 году составило 10 251 688,7 тыс. рублей.

Минздравом России по итогам проведенных процедур торгов заключено 46 государственных контрактов по 22 наименованиям вакцин.

Информация о числе охваченных вакцинацией в 2014 г. в соответствии с национальным календарем профилактических прививок приведена в табл. 1.8.

Таблица 1.8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: