Раздел 5. Модернизация систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования

В рамках модернизации системы здравоохранения осуществлялись мероприятия по оптимизации сети подведомственных Минздраву России организаций.

В 2014 году реорганизованы 12 федеральных государственных бюджетных учреждений науки (приказы Минздрава России от 17 мая 2014 г. № 218, № 219, № 220, от 21 мая 2014 г. № 228, № 229):

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена» Министерства здравоохранения Российской Федерации присоединены федеральное государственное бюджетное учреждение «Медицинский радиологический научный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт урологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации присоединены федеральное государственное бюджетное учреждение «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный научный центр наркологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи» Министерства здравоохранения Российской Федерации присоединено федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт вирусологии им. Д.И. Ивановского» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации присоединено федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт имени профессора А.Л. Поленова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Министерства здравоохранения Российской Федерации присоединено федеральное государственное бюджетное учреждение «Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Кроме того, в 2014 году завершены реорганизационные мероприятия по присоединению:

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения Российской Федерации федерального государственного бюджетного учреждения санаторий «Русское поле» Министерства здравоохранения Российской Федерации для детей с родителями (приказ Минздрава России от 8 мая 2013 г.№ 293);

к федеральному государственному бюджетному учреждению высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации федерального государственного бюджетного учреждения «Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Минздрава России от 21 июня 2013 г. № 394).

Во исполнение принятых Минздравом России решений о передаче в собственность субъектов Российской Федерации и в ведение иных федеральных органов исполнительной власти федеральных государственных бюджетных учреждений (их филиалов), подведомственных Минздраву России, в период 2014 года и I квартала 2015 года были подготовлены 12 проектов распоряжений Правительства Российской Федерации, в том числе:

в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. № 2206-р в настоящее время завершена передача федерального государственного бюджетного учреждения «Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации в собственность Саратовской области.

Издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 2651-р о передаче федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени В.Д. Чаклина» Министерства здравоохранения Российской Федерации в собственность Свердловской области.

Издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 2626-р о реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации в форме выделения из него федерального государственного бюджетного учреждения «Туапсинский многопрофильный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации и федерального государственного бюджетного учреждения «Калининградский многопрофильный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации с последующей передачей указанных федеральных государственных учреждений в собственность Краснодарского края и Калининградской области соответственно.

Издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 г.№ 104-р о передаче ФГБУ детский санаторий «Голубая волна» в собственность Краснодарского края.

Минздравом России в 2014 году по согласованию с Росимуществом было создано федеральное государственное автономное учреждение «Лечебно-реабилитационный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ФГАУ «ЛРЦ») путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного учреждения.

В целях обеспечения функционирования созданного ФГАУ «ЛРЦ» Минздравом России создан наблюдательный совет данного учреждения (приказ Минздрава России от 10 декабря 2014 г. № 815).

Также проводится работа по созданию 2 федеральных государственных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных бюджетных учреждений.

Минздравом России во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 ноября 2014 г. № Пр-2606 было подготовлено и утверждено Правительством Российской Федерации распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 г. № 421-р о передаче в ведение Минздрава России федеральных государственных бюджетных учреждений «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина», «Научно-исследовательский институт нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко», «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева», «Научный центр здоровья детей», находящихся в ведении ФАНО России.

Одним из направлений модернизации обязательного медицинского страхования является переход к страховым принципам, включающий следующие основные направления:

повышение требований к финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования (далее – ОМС);

совершенствование порядка расходования средств, полученных по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

формирование системы управления качеством медицинской помощи;

ведение мониторинга оказания первичной медико-санитарной помощи;

информационное сопровождение застрахованных лиц при оказании медицинской помощи;

усиление роли и ответственности страховых медицинских организаций.

Для реализации каждого из обозначенных мероприятий предполагается осуществить поэтапный комплекс мер, включающий подготовку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в сфере ОМС.

Так, повышение финансовой устойчивости ОМС страхования возможно путем осуществления деятельности в сфере ОМС финансово-устойчивых страховых медицинских организаций. С этой целью подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) предусматривающий в том числе внесение изменений в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в части увеличения в два раза размера уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, с 60 до 120 млн. рублей.

Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», касающиеся совершенствования порядка расходования средств, полученных по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и формирования резерва предупредительных мероприятий в составе средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС.

Формирование системы управления качеством медицинской помощи планируется осуществить путем повышения требований к проводимой экспертизе качества медицинской помощи, в том числе проведение контроля оказанной медицинской помощи по национальным клиническим протоколам, обучения экспертов качества, что требует совершенствования программы подготовки экспертов качества медицинской помощи в сфере ОМС.

В целях совершенствования деятельности страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных лиц, снижения страховых рисков системы планируется ввести более активное участие страховых медицинских организаций в информировании застрахованных лиц о профилактических мероприятиях целевого контингента (дети, молодежь, взрослое население, лица старшего возраста), включающее в себя:

составление списков лиц, подлежащих диспансеризации в текущем календарном году с учетом возрастной категории граждан в соответствии с порядками проведения диспансеризации, утвержденными Минздравом России;

активное привлечение застрахованных лиц к прохождению диспансеризации, информирование о ее целях и задачах;

формирование контингентов застрахованных лиц для осуществления медицинскими организациями диспансерного наблюдения на основе анализа оказанной медицинской помощи.

Одновременно с расширением функций страховых медицинских организаций планируется усиление их роли как участников ОМС, что подразумевает разработку четкого механизма участия страховых медицинских организаций в формировании объемов и тарифов на медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС, в управлении средствами ОМС, направляемыми на оплату медицинской помощи (на основе имеющихся у них сведений о предъявленной и оплаченной медицинской помощи и оказании медицинской помощи застрахованными лицами в конкретной медицинской организации).

Одновременно с этим необходимым моментом является усиление меры ответственности за невыполнение установленных законодательством функций в виде расторжения договора о финансовом обеспечении ОМС.

В целях повышения ответственности граждан за состояние своего здоровья, а также расширения применения страховых принципов в системе ОМС в настоящее время осуществляется проработка вопросов установления порядка, условий и правил дополнительного медицинского страхования, предусматривающих предоставление застрахованным лицам медицинских и сервисных услуг, не входящих в базовую программу ОМС или предоставляемых на условиях, не предусмотренных базовой программой ОМС.

В рамках реализации пилотного проекта по дополнительному медицинскому страхованию граждан в отдельных субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Белгородская, Кировская, Липецкая и Тюменская области) предлагаются для апробации дополнительные страховые продукты.

Реализация пилотного проекта должна привести к полному разделению платных и бесплатных медицинских услуг при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2013-2016 годах продолжается реализация программ модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию 32 перинатальных центров (далее – программы модернизации здравоохранения) в 30 субъектах Российской Федерации: республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан и Хакасия, Алтайском, Краснодарском, Красноярском и Ставропольском краях, а также в Архангельской, Белгородской, Брянской, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской и Челябинской областях.

Указанные мероприятия реализуются в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, и направлены на создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям, снижение материнской, младенческой и детской смертности, а также совершенствование территориальной модели оказания акушерской и неонатологической помощи, повышение эффективности перинатальной помощи.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 46-рп на Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (далее – ГК «Ростех») возложены функции заказчика по обеспечению выполнения инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства перинатальных центров, а также строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в 14 субъектах Российской Федерации: республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Саха (Якутия), Архангельской, Брянской, Ленинградской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Тамбовской, Ульяновской областях.

В соответствии с Программой развития перинатальных центров в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 2302-р, реализация мероприятий по строительству перинатальных центров осуществляется в три этапа.

К 2015 году заключены контракты на строительство 27 перинатальных центров в 26 субъектах Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Алтайский, Краснодарский края, Белгородская, Калужская, Липецкая, Московская (г. Наро-Фоминск и г. Коломна), Нижегородская, Самарская, Челябинская и Сахалинская области, а также работающие с ГК «Ростех» республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Архангельская, Брянская, Ленинградская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Тамбовская, Ульяновская области).

Мероприятия по подготовке котлована (установке свай) осуществлялись в 12 регионах (Республика Хакасия, Краснодарский край, Калужская область, а также работающие с ГК «Ростех» республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Саха (Якутия), Архангельская, Пензенская, Тамбовская, Ульяновская области).

Мероприятия по возведению здания перинатального центра осуществлялись в 9 регионах (Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край, Липецкая, Московская (г. Коломна и г. Наро-Фоминск), Самарская, Челябинская области, а также работающие с ГК «Ростех» Республика Башкортостан, Брянская и Оренбургская области).

К 2015 году в Белгородской и Нижегородской областях здания были возведены, проводились внутренние отделочные работы, в Нижегородской области, кроме того, осуществлялся монтаж приобретенного оборудования (планируемый срок ввода в эксплуатацию перинатального центра – июнь 2015 года).

В 3 регионах велись подготовительные работы к строительству (ограждение и расчистка территории) (Республика Татарстан, Сахалинская область, а также работающая с ГК «Ростех» Псковская область).

Для оснащения перинатальных центров планируется приобрести магнитно-резонансные томографы – 20 единиц, маммографы – 23, рентгеновские аппараты – 118, инкубаторы для выхаживания новорожденных – 1 304, аппараты искусственной вентиляции легких для женщин – 504, аппараты искусственной вентиляции легких для детей – 971, фетальные мониторы – 764, мониторы операционные – 790, ультразвуковые аппараты – 283, анализаторы состава и свойств биологических жидкостей медицинские – 437, реанимобили – 51.

К 2015 году для перинатального центра Нижегородской области приобретено 938 единиц медицинского оборудования, в том числе: инкубаторы для выхаживания новорожденных – 12, аппараты искусственной вентиляции легких для детей – 12, фетальные мониторы – 29, мониторы операционные – 4, ультразвуковые аппараты – 6, анализаторы состава и свойств биологических жидкостей медицинские – 14.

В целях организации работы в перинатальных центрах в 2014 году подготовлено 522 медицинских работника (15,1% от планового показателя – 3 449 чел.).

Финансовое обеспечение программ модернизации здравоохранения на 2013–2016 годы предусмотрено в размере 76 251 927,5 тыс. рублей, из них:

за счет субсидий Федерального фонда – 52 655 701,6 тыс. рублей (69,1% от уровня расходных обязательств субъектов Российской Федерации);

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 23 596 225,9 тыс. рублей (30,9% от уровня расходных обязательств субъектов Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Правил финансового обеспечения в 2011 – 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 85) субсидии являются источником финансового обеспечения только мероприятий по строительству перинатальных центров. Финансирование работ по проектированию, подготовке специалистов, необходимых для работы центров, государственных услуг по лицензированию медицинской деятельности, работ по проведению внешних коммуникаций для перинатальных центров, а также иных мероприятий, не включенных в проектную документацию, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в 2014 году большинством субъектов Российской Федерации осуществлялось финансовое обеспечение проектирования перинатальных центров за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2014 году использование средств из всех источников составило в целом 5 988 147,3 тыс. рублей (7,9% от размера финансового обеспечения программ модернизации здравоохранения), из них:

субсидий Федерального фонда на строительство перинатальных центров - 3 772 128,1 тыс. рублей (8% от размера предоставленных средств);

средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 2 216 019,2 тыс. рублей (30,1% от размера предусмотренных средств на 2013–2014 годы.).

В 2014 году субсидии Федерального фонда в размере 12 932 409,5 тыс. рублей направлены в ГК «Ростех» (51,9% от размера предоставленных субсидий –24 919 576,2 тыс. рублей). Расходование субсидий ГК «Ростех» в 2014 году не осуществлялось.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации направлены
в ГК «Ростех» в размере 386 545,2 тыс. рублей (11,5% от предусмотренных средств на 2014 год – 3 364 882,8 в регионах, работающих с ГК «Ростех»). Использование указанных средств ГК «Ростех» составило 1 821,3 тыс. рублей (или 0,5 % от размера предоставленных средств – 386 545,2 тыс. рублей).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: