Минздравом России в 2014 году реализовывались мероприятия по развитию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ).
Целью создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи.
В качестве основного стратегического документа по внедрению современных информационных систем в здравоохранении приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. № 364 утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, реализация которой предусмотрена до 2020 года.
С целью оптимизации повседневной деятельности работников здравоохранения в 2014 году Минздравом России осуществлялось комплексное развитие функциональных возможностей ранее созданных ключевых систем ЕГИСЗ, по результатам которого была предоставлена возможность их интеграции с медицинскими информационными системами в субъектах Российской Федерации, при этом была обеспечена преемственность технологических и организационных моделей взаимодействия.
|
|
В рамках доработки федерального сервиса «Интегрированная электронная медицинская карта» врачу предоставлена возможность централизованной обработки результатов лабораторных исследований пациента, фиксации и хранения протоколов диагностических исследований, протоколов консультации узкого специалиста, а также средств доступа к аккумулированной в системе информации, которые позволяют врачам ознакомиться с медицинскими записями пациентов. В свою очередь, граждане получили возможность записаться на прием, осуществлять ведение персональных медицинских дневников, записей оценки собственного здоровья, в том числе информации о приеме назначенных доктором лекарственных средств, давлении, температуре, уровне сахара и прочих показателей.
По данным на 1 января 2015 года, в федеральном сервисе «Интегрированная электронная медицинская карта» зарегистрированы свыше
3 тыс. медицинских организаций (более 30%), где фиксируются медицинские записи 15,8 млн. граждан.
Качественные изменения произошли в федеральном сервисе «Федеральная электронная регистратура». Данный сервис предоставляет возможность медицинским организациям вести учет размещенных, отклоненных, отмененных и реализованных записей на прием, при необходимости направлять пациентов в другую медицинскую организацию для прохождения дополнительных специализированных обследований, осуществлять прогноз количества посещений. По данным на 1 января 2015 года, к федеральному сервису подключено более 2 тыс. медицинских организаций, передающих в систему расписаний 51 тыс. врачей.
|
|
По результатам оптимизации процесса получения справки о допуске к управлению транспортным средством федеральный сервис «Федеральная электронная регистратура» предоставляет возможность гражданам осуществлять комплексную запись на прием к нескольким врачам с целью прохождения медицинского освидетельствования.
Следующим важным направлением в 2014 году явилось усовершенствование механизмов и отслеживание результатов персонифицированного учета по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи. Фиксирование фактов оказания медицинской помощи, выдаваемых рецептов с проведением последующего анализа динамики лечения пациентов является одним из основополагающих факторов для планирования мероприятий по наблюдению состояния здоровья пациентов и возможным мероприятиям по реабилитации.
В рамках реализации программ мониторинга здоровья граждан за 2014 год с помощью специализированных информационных систем учета по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи, достигнуты следующие показатели:
высокотехнологичная медицинская помощь – создано свыше 500 тыс. электронных карт пациентов;
мониторинг санаторно-курортного лечения – создано свыше 70 тыс. электронных карт пациентов;
специализированная медицинская помощь – создано свыше 170 тыс. электронных карт пациентов.
В 2014 году существенно пополнилась Федеральная электронная медицинская библиотека, создан электронный каталог «Российская медицина», включающий все медицинские книги, методические пособия и материалы, диссертации, сборники научных трудов и статьи из научных медицинских журналов. Общий объем каталога более 500 тыс. библиографических записей. Создана учебная электронная библиотека по 36 медицинским дисциплинам, всего более 3 тыс. цифровых полнотекстовых документов включая 600 книг. В настоящее время это самый большой отраслевой каталог, включающий отечественный запас фонда Центральной медицинской библиотеки.
В 2014 году Минздрав России приступил к реализации пилотных проектов, целью которых является перевод бумажного медицинского документооборота в электронный вид. Минздрав России совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации реализует пилотный проект «Электронный листок нетрудоспособности», в Тюменской области и в г. Москве начата проработка проекта по реализации электронных рецептов на получение и приобретение лекарственных средств.
Проведенные в 2013-2014 годы мероприятия по оснащению санитарного автотранспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС позволили начать внедрение автоматизированных систем обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи. В настоящее время оснащено 19 840 единиц санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, оборудовано 2 659 диспетчерских станций скорой медицинской помощи.
В 2014 году был проведен анализ результатов апробации унифицированного программного решения для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта, на основании которого разработаны типовые требования к информационным системам диспетчеризации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи для передачи их в 2015 году в субъекты Российской Федерации.
Программой определены следующие направления:
внедрение элементов проектного менеджмента в управлении отраслью;
информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины;
повышение доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций;
|
|
повышение оперативности оказания медицинской помощи высокорисковым группам пациентов за счет использования технологий дистанционного скрининга;
внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников.
Анализ результатов базового этапа реализации ЕГИСЗ выявил ряд проблем, которые снижают эффект реализации мероприятий:
1. Инфраструктурное обеспечение. Оценка оснащенности медицинских организаций компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, которую провел Минздрав России совместно с субъектами Российской Федерации в 2014 году, выявила ограничения готовности к полному внедрению информационных систем и последующему переходу на электронный документооборот. Показатель обеспечения автоматизации рабочих мест врачей в среднем по Российской Федерации составил 54%. Таким образом, для дальнейшего внедрения информационных систем в здравоохранение субъектам Российской Федерации необходимо запланировать и реализовать мероприятия базового оснащения медицинских организаций.
2. Качество программного обеспечения медицинских информационных систем.
В 2014 году проведен анализ функциональных возможностей медицинских информационных систем, внедренных в медицинские организации субъектов Российской Федерации, по результатам которого выявлены существенные различия функциональных возможностей медицинских информационных систем как на уровне отдельных медицинских организаций, так и на уровне субъекта, создающие препятствия для реализации следующих мероприятий:
введение единых стандартов к ведению медицинской документации в электронном виде (в том числе электронной медицинской карты);
обеспечение персонифицированного учета оказания медицинских услуг;
сопоставление состава предусмотренных стандартами медицинской помощи мероприятий и последовательности их проведения с зафиксированными в медицинских информационных системах медицинскими организациями лечебно-диагностическими назначениями и их выполнением;
|
|
обеспечение информационного взаимодействия организаций системы здравоохранения, участников лечебно-диагностического процесса в среде единого информационного пространства, сформированного в ходе создания ЕГИСЗ;
взаимодействие с административно-хозяйственными системами, в том числе с целью анализа реальных затрат на оказание медицинских услуг, как для пациента, так и для структурной единицы медицинской организации.
В 2014 году Минздрав России приступил к разработке методических рекомендаций к функционалу медицинских информационных систем для формирования совместно с субъектами Российской Федерации планов их развития и унификации.
3. Неоднородность нормативно-справочной информации. В целях обеспечения унифицированного подхода к использованию медицинских информационных систем необходимо осуществить:
структурную и объектную модернизацию системы нормативно-справочной информации для использования в медицинских информационных системах медицинских организаций
функциональную и регламентную модернизацию системы нормативно-справочной информации для использования в медицинских информационных системах медицинских организаций (сопровождение, поддержка эксплуатации нормативно-справочной информации). С этой целью запланированы мероприятия по внедрению унифицированного порядка ведения объектов нормативно-справочной информации (справочников) на базе единых, стандартизованных требований, формируемых на основе анализа действующей системы регламентов ведения нормативно-справочной информации, путем разработки общих регламентных требований с их последующей практической адаптацией к конкретным объектам справочной информации на основе единых методических и методологических подходов и требований. Организация сопровождения и поддержки эксплуатации нормативно-справочной информации.
4. Отсутствие органа, обеспечивающего организационное, координационное и методическое обеспечение процесса развития информационных систем для единого скоординированного подхода к развитию ЕГИСЗ. В этой связи определены мероприятия по формированию «проектного офиса» в целях обеспечения синхронизации и унификации процесса развития региональных информационных систем на основе единых, стандартизованных подходов по взаимодействию в сфере информатизации здравоохранения.
5. Финансирование информатизации здравоохранения. Качество программного обеспечения и эффект от реализации программ региональных информационных систем значительно зависит от объема финансирования, направленного на развитие медицинских информационных систем и сопровождение и развитие программно-аппаратных комплексов в субъектах Российской Федерации. Объемы финансирования информатизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации существенно отличаются и зависят от приоритетов субъекта Российской Федерации и от финансирования данного направления в каждом конкретном субъекте Российской Федерации.
Раздел 10. Реализация государственной политики в сфере охраны здоровья, предусмотренной иными поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также реализация мероприятий иных федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, оказывающих влияние на достижение целей и задач государственной политики в сфере охраны здоровья