Раздел 9. Информатизация здравоохранения

Минздравом России в 2014 году реализовывались мероприятия по развитию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ).

Целью создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи.

В качестве основного стратегического документа по внедрению современных информационных систем в здравоохранении приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. № 364 утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, реализация которой предусмотрена до 2020 года.

С целью оптимизации повседневной деятельности работников здравоохранения в 2014 году Минздравом России осуществлялось комплексное развитие функциональных возможностей ранее созданных ключевых систем ЕГИСЗ, по результатам которого была предоставлена возможность их интеграции с медицинскими информационными системами в субъектах Российской Федерации, при этом была обеспечена преемственность технологических и организационных моделей взаимодействия.

В рамках доработки федерального сервиса «Интегрированная электронная медицинская карта» врачу предоставлена возможность централизованной обработки результатов лабораторных исследований пациента, фиксации и хранения протоколов диагностических исследований, протоколов консультации узкого специалиста, а также средств доступа к аккумулированной в системе информации, которые позволяют врачам ознакомиться с медицинскими записями пациентов. В свою очередь, граждане получили возможность записаться на прием, осуществлять ведение персональных медицинских дневников, записей оценки собственного здоровья, в том числе информации о приеме назначенных доктором лекарственных средств, давлении, температуре, уровне сахара и прочих показателей.

По данным на 1 января 2015 года, в федеральном сервисе «Интегрированная электронная медицинская карта» зарегистрированы свыше
3 тыс. медицинских организаций (более 30%), где фиксируются медицинские записи 15,8 млн. граждан.

Качественные изменения произошли в федеральном сервисе «Федеральная электронная регистратура». Данный сервис предоставляет возможность медицинским организациям вести учет размещенных, отклоненных, отмененных и реализованных записей на прием, при необходимости направлять пациентов в другую медицинскую организацию для прохождения дополнительных специализированных обследований, осуществлять прогноз количества посещений. По данным на 1 января 2015 года, к федеральному сервису подключено более 2 тыс. медицинских организаций, передающих в систему расписаний 51 тыс. врачей.

По результатам оптимизации процесса получения справки о допуске к управлению транспортным средством федеральный сервис «Федеральная электронная регистратура» предоставляет возможность гражданам осуществлять комплексную запись на прием к нескольким врачам с целью прохождения медицинского освидетельствования.

Следующим важным направлением в 2014 году явилось усовершенствование механизмов и отслеживание результатов персонифицированного учета по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи. Фиксирование фактов оказания медицинской помощи, выдаваемых рецептов с проведением последующего анализа динамики лечения пациентов является одним из основополагающих факторов для планирования мероприятий по наблюдению состояния здоровья пациентов и возможным мероприятиям по реабилитации.

В рамках реализации программ мониторинга здоровья граждан за 2014 год с помощью специализированных информационных систем учета по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи, достигнуты следующие показатели:

высокотехнологичная медицинская помощь – создано свыше 500 тыс. электронных карт пациентов;

мониторинг санаторно-курортного лечения – создано свыше 70 тыс. электронных карт пациентов;

специализированная медицинская помощь – создано свыше 170 тыс. электронных карт пациентов.

В 2014 году существенно пополнилась Федеральная электронная медицинская библиотека, создан электронный каталог «Российская медицина», включающий все медицинские книги, методические пособия и материалы, диссертации, сборники научных трудов и статьи из научных медицинских журналов. Общий объем каталога более 500 тыс. библиографических записей. Создана учебная электронная библиотека по 36 медицинским дисциплинам, всего более 3 тыс. цифровых полнотекстовых документов включая 600 книг. В настоящее время это самый большой отраслевой каталог, включающий отечественный запас фонда Центральной медицинской библиотеки.

В 2014 году Минздрав России приступил к реализации пилотных проектов, целью которых является перевод бумажного медицинского документооборота в электронный вид. Минздрав России совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации реализует пилотный проект «Электронный листок нетрудоспособности», в Тюменской области и в г. Москве начата проработка проекта по реализации электронных рецептов на получение и приобретение лекарственных средств.

Проведенные в 2013-2014 годы мероприятия по оснащению санитарного автотранспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС позволили начать внедрение автоматизированных систем обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи. В настоящее время оснащено 19 840 единиц санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, оборудовано 2 659 диспетчерских станций скорой медицинской помощи.

В 2014 году был проведен анализ результатов апробации унифицированного программного решения для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта, на основании которого разработаны типовые требования к информационным системам диспетчеризации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи для передачи их в 2015 году в субъекты Российской Федерации.

Программой определены следующие направления:

внедрение элементов проектного менеджмента в управлении отраслью;

информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины;

повышение доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций;

повышение оперативности оказания медицинской помощи высокорисковым группам пациентов за счет использования технологий дистанционного скрининга;

внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников.

Анализ результатов базового этапа реализации ЕГИСЗ выявил ряд проблем, которые снижают эффект реализации мероприятий:

1. Инфраструктурное обеспечение. Оценка оснащенности медицинских организаций компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, которую провел Минздрав России совместно с субъектами Российской Федерации в 2014 году, выявила ограничения готовности к полному внедрению информационных систем и последующему переходу на электронный документооборот. Показатель обеспечения автоматизации рабочих мест врачей в среднем по Российской Федерации составил 54%. Таким образом, для дальнейшего внедрения информационных систем в здравоохранение субъектам Российской Федерации необходимо запланировать и реализовать мероприятия базового оснащения медицинских организаций.

2. Качество программного обеспечения медицинских информационных систем.

В 2014 году проведен анализ функциональных возможностей медицинских информационных систем, внедренных в медицинские организации субъектов Российской Федерации, по результатам которого выявлены существенные различия функциональных возможностей медицинских информационных систем как на уровне отдельных медицинских организаций, так и на уровне субъекта, создающие препятствия для реализации следующих мероприятий:

введение единых стандартов к ведению медицинской документации в электронном виде (в том числе электронной медицинской карты);

обеспечение персонифицированного учета оказания медицинских услуг;

сопоставление состава предусмотренных стандартами медицинской помощи мероприятий и последовательности их проведения с зафиксированными в медицинских информационных системах медицинскими организациями лечебно-диагностическими назначениями и их выполнением;

обеспечение информационного взаимодействия организаций системы здравоохранения, участников лечебно-диагностического процесса в среде единого информационного пространства, сформированного в ходе создания ЕГИСЗ;

взаимодействие с административно-хозяйственными системами, в том числе с целью анализа реальных затрат на оказание медицинских услуг, как для пациента, так и для структурной единицы медицинской организации.

В 2014 году Минздрав России приступил к разработке методических рекомендаций к функционалу медицинских информационных систем для формирования совместно с субъектами Российской Федерации планов их развития и унификации.

3. Неоднородность нормативно-справочной информации. В целях обеспечения унифицированного подхода к использованию медицинских информационных систем необходимо осуществить:

структурную и объектную модернизацию системы нормативно-справочной информации для использования в медицинских информационных системах медицинских организаций

функциональную и регламентную модернизацию системы нормативно-справочной информации для использования в медицинских информационных системах медицинских организаций (сопровождение, поддержка эксплуатации нормативно-справочной информации). С этой целью запланированы мероприятия по внедрению унифицированного порядка ведения объектов нормативно-справочной информации (справочников) на базе единых, стандартизованных требований, формируемых на основе анализа действующей системы регламентов ведения нормативно-справочной информации, путем разработки общих регламентных требований с их последующей практической адаптацией к конкретным объектам справочной информации на основе единых методических и методологических подходов и требований. Организация сопровождения и поддержки эксплуатации нормативно-справочной информации.

4. Отсутствие органа, обеспечивающего организационное, координационное и методическое обеспечение процесса развития информационных систем для единого скоординированного подхода к развитию ЕГИСЗ. В этой связи определены мероприятия по формированию «проектного офиса» в целях обеспечения синхронизации и унификации процесса развития региональных информационных систем на основе единых, стандартизованных подходов по взаимодействию в сфере информатизации здравоохранения.

5. Финансирование информатизации здравоохранения. Качество программного обеспечения и эффект от реализации программ региональных информационных систем значительно зависит от объема финансирования, направленного на развитие медицинских информационных систем и сопровождение и развитие программно-аппаратных комплексов в субъектах Российской Федерации. Объемы финансирования информатизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации существенно отличаются и зависят от приоритетов субъекта Российской Федерации и от финансирования данного направления в каждом конкретном субъекте Российской Федерации.


Раздел 10. Реализация государственной политики в сфере охраны здоровья, предусмотренной иными поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также реализация мероприятий иных федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, оказывающих влияние на достижение целей и задач государственной политики в сфере охраны здоровья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: